Работа концертмейстера в тандеме с хореографическим коллективом – это немаловажная составляющая творческого успеха. Музыкант должен быть высококвалифицированным, разносторонне образованным.
Сказанное здесь – очевидная истина, которую можно было бы и не повторять, если бы не одно обстоятельство: подготовкой специалистов этого профиля в достаточной мере не занимается ни одно музыкальное заведение. Больше того, представление о деятельности концертмейстера хореографии у тех, кто намеревается ею заняться, довольно расплывчато, а потому приступают к ней в силу более или менее случайных обстоятельств пианисты, не обладающие для этого ни специальными знаниями, ни опытом. Полагать, что пианисту достаточно владеть фортепианной техникой на уровне училища и прилично читать с листа, чтобы уже иметь всё необходимое в классе хореографии, − не более чем наивное заблуждение. Можно прекрасно справляться с фортепианными пьесами наивысшей виртуозности, прекрасно читать с листа и, между тем, быть беспомощным, никудышным концертмейстером. Здесь нужны специальные знания специфики предмета хореографии, знание особой терминологии, без которой не обходится ни одно занятие.
Каждому концертмейстеру, начинающему свою деятельность в классе хореографии, приходится самостоятельно докапываться до многих истин. Следовательно, решающее значение будет иметь самообразование, собственная профессиональная пытливость, умение извлекать по крупицам опыт из работы с педагогами-хореографами. Чем больше знаний, чем шире кругозор концертмейстера, тем эффективней его занятия в классе хореографии, тем больше удовлетворения и радости доставит ему его работа.
Учебный процесс на занятиях по хореографии немыслим без деятельности концертмейстера. Почти все звенья учебной работы освещены непосредственным его участием как помощника и советчика преподавателя-хореографа. На работу концертмейстера оказывает влияние и индивидуальная педагогическая манера, художественные пристрастия и вкусы преподавателя. И тут значение обретает способность музыканта чувствовать это своеобразие метода педагога-хореографа, для чего необходимы не только высокий профессионализм, но и понимание художественной специфики хореографии. Получая то или иное задание от педагога, музыкант должен, опираясь на свои профессиональные знания, определить наиболее рациональные пути для его выполнения.
Концертмейстер должен обладать серьёзной эрудицией в области классической и современной музыкальной литературы. Мне, как пианисту, приходится чаще всего заниматься не сочинением мелодий, а их аранжировкой и составлением так называемых компилятивных музыкальных композиций, без умения импровизировать здесь обойтись нельзя. Как известно, почти весь хореографический материал исторического плана функционирует сейчас в реконструированном виде. Порою оказывается, что старинная музыка сохранилась либо в неполном, разрозненном виде, либо в одноголосном изложении. Привести её в соответствующий художественный порядок может лишь музыкант, разбирающийся во всех тонкостях такой работы. И если пианист не обладает импровизационными навыками, он не в состоянии оказать здесь необходимую помощь.
Под музыкальную импровизацию можно проводить экзерсис у станка и на середине зала. Импровизационная музыка должна точно соответствовать заданной педагогом композиции, иметь определенный ритмический рисунок, характер движений. Если, например, батман фондю исполняется в одной композиции с батман фраппе, то ритмический рисунок музыкальной фразы будет разный по своему характеру: плавный, напевный при исполнении батман фондю и резкий, отрывистый при исполнении батмана фраппе.
Тесная связь двух видов искусства – музыки и танца – подтверждается историей векового развития мировой культуры. В занятиях танцевального кружка важное место отводится музыке, которая, положительно влияя на детей, помогает развивать их способности, раскрыть содержание танца. Музыка является неотъемлемой частью танца, важным компонентом в хореографическом искусстве, в художественном и эстетическом воспитании детей. Нельзя рассматривать её только как ритмическое сопровождение, облегчающее исполнение движений. Подбирать музыку следует так, чтобы содержание танцевальной постановки целиком соответствовало характеру музыки и давало бы возможность при разработке отдельных эпизодов увязывать с ней действие и движения. Подбор музыкального сопровождения влияет на качество хореографической постановки, музыка может способствовать успеху или быть причиной неудачи.
Необходимо следить, чтобы на занятиях дети внимательно слушали музыкальное сопровождение, чувствовали и правильно воспроизводили его в движениях. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринужденно двигаться в ритме определенной музыки, получать удовольствие от её красоты – всему этому учит танец. Музыка же должна быть доступной и понятной детям по содержанию и форме. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску и выразительность.
Ольга БОЯРСКАЯ,
концертмейстер хореографической школы «Карнавал»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.