Для обучения творчеству необходим эмоциональный контакт

Выпуск - №23(419)   :   05.06.2020
154

Вот и закончился самый необычный для детей, родителей и педагогов учебный год. Вместе с общеобразовательными школами на дистанционное обучение перешли и детские школы искусств, которые в удалённом режиме продолжили заниматься со своими воспитанниками музыкой, изобразительным искусством.

Обладатель Гран-при международного конкурса «CREATIVный Я» Дарига Жантимирова и учитель И.Б. Новопашина

Учителя привыкали к новому способу ведения уроков, а ученики – получению информации. Для каждой из сторон подобная работа велась впервые, и они испытывали некоторого рода психологические затруднения. В практике реализации образовательных программ в Детских школах искусств дистанционные технологии в целях обеспечения учебного процесса никогда не применялись. Основной формой обучения в школах искусств является урок, так как особой ценностью всегда считалось живое общение педагога и ученика при освоении того или иного вида искусства. 

Инструменталисты и вокалисты в детских школах искусств занимаются специальностью с педагогом индивидуально. На занятиях ребёнок показывает учителю то, что выучил дома, и вместе они корректируют его игру. С выученными произведениями проводится работа над техникой, динамикой и характером. Помимо этого, ученики посещают групповые занятия по сольфеджио, музыкальной литературе, хору и ансамблю.

В четвёртой четверти индивидуальные и групповые занятия житикаринской ДШИ перешли в онлайн-формат. Несмотря на все трудности наши педагоги старались сделать это время максимально интересным, познавательным и продуктивным. Связь между педагогом и учеником зачастую осуществлялась в режиме реального времени с помощью WhatsApp, Skype. В ходе проведения занятий в дистанционном режиме предусматривалась обратная связь педагога с обучающимся по результатам выполненного задания.

В соцсетях выкладывались ролики онлайн-концертов, онлайн-выставок, видеоуроков. Разработанные учителями видеоуроки позволяли учащимся организовать образовательный процесс в домашней обстановке максимально приближенным к очному способу обучения.

В видеоуроках по рисунку и живописи педагоги рассказывали и подробно показывали, как из предметов быта поставить композицию для работы с натуры над натюрмортом, как подбирать опорный материал и грамотно строить рабочий процесс, а так же демонстрировали весь творческий путь от замысла и первых эскизов до законченной работы. Видеозанятия по сольфеджио помогали ребятам в освоении нового материала теории музыки.

Дистанционное обучение в нашей сфере – это лишь вынужденная мера, может использоваться как дополнительный источник информации, взаимодействия ученика с педагогом, но ни в коем случае не может быть применима как альтернатива очного обучения. Сколь совершенной ни была бы техника, зачастую она не способна обеспечить звукопередачу без искажений. Звук плыл, прерывался и тембрально имел мало общего с оригиналом. Соответственно, ученику музыкального отделения сложнее было понять, как нужно выполнять то или иное упражнение, а педагог не всегда мог верно оценить получаемый результат. Фотографии, которые ученики художественного отделения присылали, редко передавали реальные цвета. Ведь гуашь в жизни выглядит более блёкло, а акварель – более нежно, чем на фото. Поэтому истинную ценность этих работ учителя могут оценить лишь при встрече с учениками.

Дистанционное обучение не обладает той необходимой степенью эмоционального контакта между учеником и учителем, без которого невозможно развитие его творческих способностей. И всё же ученики Детской школы искусств во время дистанционного обучения активно участвовали в 16 конкурсах различного уровня. Шесть Гран-при, 40 лауреатов международных, республиканских, областных конкурсов пополнили нашу копилку достижений. За подготовку лауреатов и высокое педагогическое мастерство учителя награждены дипломами и благодарственными письмами. Результаты этих конкурсов – не просто выполненные детьми творческие проекты и не только победа в номинации, это, прежде всего, опыт самостоятельной работы, расширение кругозора, развитие творческих способностей.

26 выпускников, успешно окончивших Детскую школу искусств в этом учебном году, получат свидетельство об окончании, которое даёт право на прохождение дальнейшего обучения в средних и высших учебных заведениях. Конечно не все они станут в будущем художниками или музыкантами, но в стенах нашей школы они научились ценить, понимать и чувствовать прекрасное. 

Завершившийся учебный год, без сомнения, запомнится нам надолго. И хочется надеяться, что теперь ребятам всех возрастов захочется читать книги, ходить на выставки и в театры, не сидеть за планшетами, а общаться друг с другом.

Ирина КОЛЬГА, 
замдиректора по УР ДШИ, г. Житикара

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.