Эта музыка будет вечной

Выпуск - №41(488)   :   21.10.2021
360

В следующем году Детской музыкальной школе г. Костаная исполнится 80 лет. И трудно найти среди организаций дополнительного образования области более талантливый и звёздный коллектив преподавателей и учеников. В этом могли убедиться участники пресс-тура, который на этой неделе был организован в ДМШ Региональным центром психологической поддержки и дополнительного образования.

В фольклорном ансамбле «Перезвон» под руководством Людмилы Мильто дети самых разных национальностей с удовольствием поют русские народные песни. Все их выступления проходят с аншлагом, а участие в конкурсах неизменно приносит лауреатские звания. 

Уникальна сама история музыкальной школы – одной из старейших в стране. Она началась в суровом военном 1942 году, когда эвакуированный в Кустанай музыковед, доцент Харьковской консерватории Вольф Хинчук настоял на открытии в городе школы, где детей будут учить академическому музыкальному искусству. Преподавателями стали также эвакуированные музыканты из Москвы, Харькова, Одессы, Киева – профессионалы высокого уровня. И вот уже почти 80 лет заложенные ими традиции увлечённой работы, вдохновенного творчества, искренней отдачи искусству развиваются и обогащаются. Репутацию лидера среди музыкальных школ Казахстана в костанайской ДМШ формировали такие мэтры, как Тлеубай Оразбеков, Анатолий Заруба, Андрей Заика, Сергей Заберезников. Больших вершин достигли ученики вместе с Еленой Тулуповой, Гульнарой Кучиковой, Татьяной Егоровой, Ильзирой Стакановой, Светланой Семёновой, Гульмайрам Айдосовой и др. Привнесли новое звучание и новые победы Павел Латышев, Гульхауан Амирова, Людмила Мильто. 

Первое же участие в республиканском музыкальном конкурсе принесло победу ансамблю казахских народных инструментов

Руководство оркестром русских народных инструментов три года назад приняла Наталья Вильянова

Сейчас в Детской музыкальной школе 77 преподавателей обучают 636 детей игре на фортепиано, гитаре, домбре, скрипке, флейте, саксофоне, гобое, ударных инструментах, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, кобызе, виолончели, сольному и хоровому пению, теории музыки. И как учат! Практически каждый ученик может похвастать победой в престижном музыкальном конкурсе или сольно, или в коллективе. Девять раз побеждал в республиканском музыкальном конкурсе ансамбль скрипачей (руководитель Елена Тулупова), восьмикратный чемпион республики оркестр русских народных инструментов (руководитель Наталья Вильянова). Этот детский коллектив даже взрослых музыкантов заткнул за пояс, завоевав Гран-при на международном фестивале «Европа-Азия» в 2015 году. Первое место республиканского конкурса юных музыкантов есть в копилке и ансамбля казахских народных инструментов (руководитель Гульхауан Амирова). Два призовых места этого творческого состязания занял ансамбль саксофонистов под управлением Павла Латышева. 

Гульнара Кучикова и её ученица Аружан Утарбаева

Мастерство игры на ударных инструментах ученики ДМШ осваивают под руководством известного в Костанае музыканта, виртуоза ударных установок Станислава Кима.

Достижения музыкальной школы Костаная на самом престижном конкурсе страны (его история уже насчитывает более полувека) можно перечислять долго. Как говорит директор ДМШ Гульнара Кучикова, коллеги из других регионов Казахстана грозятся разобрать рельсы, чтобы костанайцы не приезжали на конкурс и не отбирали награды. Шутят, конечно, но в каждой шутке, как говорится, есть доля правды. 

Правда в том, что и педагоги, и ученики с огромной ответственностью относятся к своей работе. А занятия в музыкальной школе – это действительно работа, дети здесь быстро понимают, что лёгких успехов в настоящем творчестве не бывает. 

- У нас дети особенные, – отмечает Гульнара Кучикова. – Начать с того, что не всем удаётся сразу поступить в школу, у нас большой конкурс, и некоторые по нескольку лет подряд приходят на отбор. А поступив, осознают, что учиться надо серьёзно и много, поэтому у них просто не остаётся времени на безделье. Неудивительно, что наши ребята, погружаясь в мир академического искусства, и мыслят иначе, и говорят иначе, чем их сверстники. У них постепенно складывается высокий уровень эстетической культуры, и даже если они не станут профессиональными музыкантами, тот духовный потенциал, умение работать над собой, несомненно, формируют их как людей интересных, неординарных, успешных. 

У флейтистки Яны Красноцветовой и её педагога Светланы Семёновой целая галерея дипломов за победы в международных и республиканских конкурсах

Виолончелистка Зере Танкеева не только развивает свои исполнительские способности, но и пробует себя как композитор. Ей подготовлены уже три сборника авторских сочинений для аккордеона, виолончели и фортепиано. Этому способствует класс композиции, который ведёт Ботагоз Бигабылова. Под её руководством ученики ДМШ воплощают креативные замыслы в нотах. 

Сама Гульнара Бряновна 17 лет посвятила изучению музыки: сначала музыкальная школа, потом музыкальное училище, затем вуз. Сейчас она и руководит костанайской ДМШ, и преподаёт фортепиано. В ходе пресс-тура Гульнара Кучикова представила свою ученицу Аружан Утарбаеву, которая в свои юные годы уже лауреат международных и республиканских конкурсов. Из её недавних достижений – диплом в номинации «Шабыт» 54-го республиканского конкурса юных музыкантов. Из 211 солистов только 24 получили награды, поэтому звание дипломанта – это очень почётно. А если учесть, что в каждом из крупных городов Казахстана музыкальная школа не одна, то победы костанайцев становятся ещё более весомыми. 

Талгат Латыпов по признанию учителей – эрудит, отличник и творчески разносторонний парень. Он с увлечением осваивает игру на баяне. Педагог Галым Койшин уверен, что баян переживает второе рождение, и у этого красивого, многогранного инструмента большие перспективы.

Не все инструменты так популярны, как фортепиано, но всё равно у каждого вида музыкального искусства находятся свои поклонники. Например, Иван Самсонов пятый год занимается в классе домры у Татьяны Егоровой и сейчас впервые готовится принять участие в республиканском конкурсе. Татьяна Владимировна любит домру за особую мелодичность и виртуозность звучания и, конечно же, умеет заразить этой любовью своих учеников, многие из которых впоследствии с успехом работают в оркестрах, в том числе областной филармонии. Ещё Татьяна Егорова написала республиканскую учебную программу по русской домре, которой теперь пользуются педагоги по всей стране. А воспитанники Татьяны Владимировны в уникальном ансамбле домристов стабильно становятся лауреатами престижных музыкальных конкурсов.


В ДМШ что ни ученик, то звезда. К примеру, 11-летний вокалист Алихан Кабиболла – лауреат международных и республиканских конкурсов, дипломант национального детского песенного конкурса «Бала дауысы». Из пяти тысяч участников он вошёл в число 17 финалистов и единственный представил Костанайскую область. Его талант раскрыла педагог Вера Кулёва и отмечает, что Алихану особенно нравятся композиции трудные для исполнения, где можно проявить во всей красе свои вокальные способности. Сам ученик признаётся, что не слушает модные песни, а вот к творчеству Димаша Кудайбергена неравнодушен и мечтает повторить его успех, заслужив победу в крупном музыкальном фестивале. Сейчас Вера Сергеевна готовит Алихана к международному конкурсу «Звуки осени», который пройдёт в Караганде, и перспективы у паренька очень хорошие.  

Для участников пресс-тура Алихан Кабиболла виртуозно исполнил известную итальянскую песню «Санта Лючия».

Многие выпускники Детской музыкальной школы г. Костаная связали свою жизнь с музыкой на профессиональном уровне. Они развивают своё мастерство в Казахской академии искусств им. Жургенова, в Национальной консерватории им. Курмангазы, в Московской консерватории им. Чайковского, в Новосибирской консерватории им. Глинки, Уральской консерватории им. Мусоргского. И тут есть смысл привести слова из видеообращения солиста Казахского национального академического театра оперы и балета имени Абая Балуана Беркенова:

- Для меня большая честь и огромная гордость быть выпускником костанайской музыкальной школы. Она бесспорный лидер в сфере музыкального образования страны. Я очень благодарен своим педагогам, как и многие мои коллеги, которые добились высот в творчестве именно благодаря учёбе в этой замечательной школе. Спасибо, что разглядели во мне талант и рвение к высокому искусству! 

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.