Искусство игры в куклы

Выпуск - №21(468)   :   30.05.2021
163

В рамках программы «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства» в школе-гимназии г. Лисаковска под руководством учителя музыки Елены Михальчук действует музыкально-кукольный театр «Дружба». Вот уже 10 лет здесь занимаются школьники 8-12 лет. Первые участники этого коллектива в этом году окончили школу. 

Кукольный театр – одно из самых любимых зрелищ детей, он захватывает их, переносит в совершенно особый, увлекательный мир, где куклы оживают, начинают действовать. Он дарит зрителям ощущение волшебства и доброй сказки. На занятиях дети знакомятся с историей образования театра, с видами театра и кукол. Вместе обновляют ширмы, шьют одежду куклам, декорации к спектаклям. Вместе подбирают музыку к каждому персонажу.
- Кукольным театром я занимаюсь 37 лет. Мой театр – сказочный и чудесный в силу того, что он держится исключительно на любви артистов, – говорит Елена Константиновна. – В спектаклях с использованием ширмы актёры вынуждены играть стоя на коленях, поскольку из-за особенностей конструкции зала на сцене отсутствует специальная яма, куда можно было бы спуститься и удобно держать кукол на весу, но дети стараются и справляются с этой сложной задачей. Я очень люблю эту работу, когда видишь радостные лица детей. У многих ребят вырабатываются положительные черты характера, уверенность, доброта. Им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других и легче выражают свои. У ребят изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка.
Самая первая сказка «Как медведь трубку нашёл» была показана в 2011 году. В ней играли нынешние выпускники Екатерина Зворыгина, Дарья Федосеева, Владимир Горбунов, Дмитрий Писарев. Также в числе первых актёров были Виктория Кротова, Виолетта Чугункова, Даниил Рыжков.
- Особенность спектаклей в том, что на сцене не только куклы, но и сами ребята. Например, в сказке роль Старика, который потерял трубку в лесу, играл Дима Писарев. Если необходимо в ходе спектакля петь – мы пели, звучал живой голос – рассказывает Елена Михальчук. 
Нынешний состав кукольного театра – пятиклассники Арина Супруненко, Игорь Новиков, София Чещевик, Эмилия Шрейдер, Ертлес Ергалиев, Маргарита Чуканова. Ребята говорят о том, что им нравится играть в театре. Арина Супруненко и Ертлес Ергалиев в театре со 2 класса. 
- Мне нравится кукольный театр тем, что там можно играть роли животных и людей. Я научился понимать свои эмоции и проявлять себя в разных персонажах, – говорит Ертлес. 



- В театре я научился чувствовать эмоции героев, начал развивать свою речь. Мне нравятся играть волка и медведя – делится Игорь Новиков, который занимается театром с 3 класса. 
Эмилия Шрейдер и София Чещевик в этом коллективе первый год, но они уже влюбились в театр, у них увеличился словарный запас, они научились общаться и дружить, почувствовали ответственность за свои спектакли. Юные артисты в этом сезоне подготовили сказки «Волк и собака», «Ёж и лиса», «Как медведь Новый год встречал», «Как коза с коррупцией повстречалась». 
Музыкально-кукольный театр «Дружба» ставит спектакли не только для ребят школы-гимназии, но и за пределами школы. В условиях карантина театр снимал сказки на видео и выкладывал их в школьный Инстаграм, продолжал дарить радость своим зрителям. Активно участвуют артисты в городских и областных конкурсах. Например, со сказкой «Как коза с коррупцией повстречалась» ребята заняли 2 место в областном конкурсе школьных кукольных театров.

Мария БАЯХМЕТОВА,
учитель истории и самопознания школы-гимназии г. Лисаковска

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.