Из века в век

Выпуск - №7 (555)   :   14.02.2023
390

В Костанайском областном историко-краеведческом музее и его экспозиционном зале (в картинной галерее) открылась персональная выставка костанайского художника Георгия Сокова «От А до Я».

Времена года. Декабрь. 1974 г.

Из триптиха Посвящение Высоцкому, 1989 г.

Поклонники изобразительного искусства нашего города уже привыкли к тому, что февраль проходит под знаком Сокова. На протяжении многих лет Георгий Михайлович продолжает эту традицию – в первые месяцы нового года дарить костанайцам своё творчество. Самое удивительное, что для каждой выставки находятся и необычные темы, и особые работы… Недавно Георгию Михайловичу исполнилось 82 года. И большую часть своей жизни он неустанно трудится, трудится по сей день. Об этом свидетельствуют свежие полотна на ретроспективной выставке. Её уникальность в том, что большинство представленных работ посетители музея увидят впервые, а разброс по времени – более полувека. Художник недаром назвал это собрание своих произведений (а их более 90) «От А до Я». Здесь представлены как самые первые его работы, выполненные ещё в студенческие годы, так и те, что были написаны уже в 2023 году. 

- Кто-то встречает новый год 1 января, кто-то ждёт Наурыз. Мне нравится встречать новый год в нашей картинной галерее, а он начинается с личного нового года Георгия Михайловича, – сказал на вернисаже руководитель управления культуры Ерлан Калмаков. – Мы все ждём эту традиционную выставку, этот большой праздник для тех, кто любит искусство. Творчество Георгия Сокова наполнено глубоким содержанием, очень разнопланово, и, я думаю, что каждый, кто приходит в галерею, находит что-то близкое для себя. Сегодняшняя выставка особенна тем, что представляет все жанры, в которых работает Георгий Михайлович. Это интересно зрителям, очень важно для молодых художников, которым есть чему учиться. Для всех нас большое счастье, что мы живём в одно время с таким замечательным человеком и творцом, что мы имеем возможность общения с мастером, который щедро делится своим талантом. 

Исход, 2002 г.

Мастер в окружении коллег и друзей

На перекрёстке, 1964 г.

Заслуженный деятель культуры, Почётный гражданин Костанайской области… Эти звания Георгию Сокову присвоены недаром. Он давно уже стал брендом культуры нашего региона. Но всё это результат не звёздности, а постоянной работы, которая началась ещё в детские годы со школьных стенгазет. Об этом рассказал ветеран культуры, одноклассник Сокова Алексей Карплюк, заметив, что Георгий Михайлович – заядлый трудоголик. Он из тех людей, которым интереснее работать, чем отдыхать. Эту особенность мастера подчёркивали в своих выступлениях и его коллеги-художники Николай Торшин, Вадим Быков.   

- Когда приходишь в галерею на выставку Сокова, то всё время кажется, что здесь мало места. Таких залов ещё хотя бы шесть. Вот тогда можно показать его творчество! – сказал Вадим Быков и пожелал, чтобы работы Георгия Михайловича были чаще представлены не только в Костанае, но и в Астане, Алматы. 

Выставка «От А до Я» по сути – вся жизнь художника, его мечты, фантазии, творческие проекты, познание себя, мира… Переходя от картины к картине можно увидеть, как менялся автор в разные годы, что его волновало и вдохновляло, каким был его путь. 

- Я видел 15 выставок Георгия Сокова, и каждая неповторима, - поделился впечатлениями ещё один гость вернисажа, заслуженный артист РФ Валерий Захарьев. – Неповторимость во взглядах художника на ту жизнь, которую он видит вокруг себя, неповторимость тем. Это невероятно! И самая удивительная особенность его работ в том, что каждая из них навевает поэтическое настроение. Здесь всё поэзия. Георгий Михайлович и сам поэт, несомненно, поэтическое начало закладывается и в его работу. А какой замечательный цикл «Времена года»! Все художники, музыканты, поэты обязательно пишут времена года. И при взгляде на картины Георгия Михайловича сразу же хочется, чтобы звучал пятый цикл Петра Ильича Чайковского, а может Йозеф Гайдн со своей кантатой, а может Антонио Вивальди со своим скрипичным концертом… Кстати, сегодня, 10 февраля, день рождения Бориса Пастернака. И у него есть прекрасные строки о труде художника: «Не спи, не спи, художник! Не предавайся сну. Ты вечности заложник у времени в плену». 

Этюд, 1959 г.

Ясновидящая. Часть триптиха Карнавал-2, 2000 г.

Думает ли художник Соков о вечности – бог весть. Но то, что он часто размышляет о движении, переплетении времён и пространства, видно из его работ. Особенно ярко это представлено на выставке, которая разместилась в одном из залов историко-краеведческого музея, «Археологические фантазии». Загадки прошлого, былины, легенды и мифы будоражат сознание и автора, и зрителя. Да и, наконец, это просто очень красиво.

- В картинах Георгия Михайловича меня всегда поражает глубина темы, особая философия. Он настолько проникает в душу! – говорит руководитель образовательного центра «Акерке», председатель совета деловых женщин «Атамекен» Елена Венгерская. – Ещё маленькой девочкой я узнала Георгия Сокова и через его творчество полюбила творческую интеллигенцию нашего города. Я ценю, что живу в одно время с ним. Я благодарна ему, что молодёжь имеет возможность впитывать такую красоту. И я благодарна вам, образовательному изданию, что вы несёте эту красоту дальше. Вы посмотрите, как светятся глаза у всех, кто сегодня здесь, на выставке! Жена Сокова Валентина Георгиевна сказала очень правильные слова: «Я прихожу сюда, чтобы напитаться мотивацией жизни».  

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.