Мы рисуем, значит всё хорошо!

Выпуск - №42 (590)   :   07.11.2023
547

Вот уже 45 лет открыты двери Детской художественной школы города Лисаковска. Именно сюда, в удивительный мир творчества и фантазии, стремятся ребята, мечтающие посвятить себя изобразительному искусству. Художка – так называют школу дети. Маленькая, родная, уютная, творческая и такая волшебная!

Карженкова Светлана Владимировна

В далёком 1978 году лисаковская Детская художественная школа была первой из таких организаций, открывшейся в Кустанайской области и третьей в Казахстане, став Домом юных художников, пространство которого наполняется смыслом только с приходом ребятни. Дети художки такие же весёлые и любопытные, как и большинство их сверстников, но и немного другие, словно прикоснувшиеся к тайне гармонии и красоты, открывшие неведомый мир.

Любая школа неизбежно становится моделью развития мира и его бытия. Но школа юных художников моделирует нечто особое. Ребёнок, проживающий в детстве сжатую историю человечества, занимаясь рисованием, художественным творчеством, прикасается к тайне зарождения искусства, его становления, расцвета, его огромной роли в жизни человека и мира. Детская художественная школа, соединяя штудирование и вдохновение, непосредственность ученика и мастерство наставника, воспитывает личность неординарно и самостоятельно мыслящую, глубокую, разностороннюю и по-настоящему интересную. На примерах творческого наследия культуры и искусства воспитывает патриотизм и гордость за нашу Отчизну. 

Обновление в школе происходит с каждым новым поколением учеников по мере их роста и взросления. А поколений за 45 лет истории ДХШ сменилось много. И уже своих детей приводят те, кто сам прикоснулся к миру искусства и даже если не стал художником, то навсегда научился смотреть на мир более внимательными и ясными глазами.

Итак, 45 лет назад, я и мои коллеги были первыми учениками и выпускниками нашей дорогой художки. Всегда в памяти замечательные и любимые учителя, наш классный руководитель, первый директор школы Евгений Александрович Варгот и команда учителей того времени: заслуженный учитель, художник, прошедший Великую Отечественную войну, Владимир Фёдорович Зайцев, молодые учителя Андрей Антонович Рыцель и Ольга Григорьевна Жуковская. Эти люди стояли у истоков развития детского художественного творчества в нашем городе.

Все преподаватели, работающие сегодня в ДХШ, выпускники школы разных лет. Я уверена: как и первые учителя, так и нынешние пришли в неё по призванию. Опытные учителя помогают молодым педагогам сделать первые профессиональные шаги на пути к творческому успеху. Сформировался коллектив единомышленников, профессионалов с высоким творческим потенциалом. 50% педколлектива имеют высшую квалификационную категорию. Высокий профессионализм, основанный на лучших традициях академической школы, любовь к детям – педагогическое кредо преподавателей ДХШ. 

Успешность деятельности педагогов во многом определяется уровнем их готовности к профессиональному совершенствованию. Здесь очень важна методическая поддержка преподавателя. С этой целью в нашей школе создано методическое объединение учителей, деятельность которого направлена на повышение качества художественного образования, приведение его в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогических работников. Составляющей объединения является педагогическая мастерская «Арт-технологии и инновации» – открытая образовательная и дискуссионная площадка, предоставляющая педагогам возможность повышения квалификации в интересующей области, а также презентации своего педагогического опыта. Заседания проходят в форме семинаров, мастер-классов, круглых столов, педагоги имеют возможность познакомиться с современными тенденциями дополнительного образования, поделиться педагогическим опытом с коллегами, обогатить свои профессиональные навыки, овладеть новым методическим инструментарием, необходимым для работы с детьми. 
Одной из форм творческого отчёта при аттестации педагога являются совместные выставки учителя и его учеников под названием «Педагог и его школа». Такие выставки у нас традиционные, проводим их с начала 90-х годов, они наглядно демонстрируют творческую связь учителя и ученика, профессиональный уровень педагога- художника, его восприятие мира искусства, а это является основополагающим в нашей работе с детьми. 

Ирина Кропотова 

Педагог-художник должен сочетать учительство  с творчеством. За последние несколько лет преподаватели школы успешно участвовали в республиканском конкурсе молодых художников «Жас толқын»: 1 место в 2021 году завоевала молодой преподаватель А.Николенко, в 2022 году – И.Кропотова. Диплом первой степени международного конкурса по декоративно-прикладному искусству у Л.Шефер, международным дипломом 1 степени награждена Е.Харламова за успехи в мультимедийных и цифровых технологиях. Педагоги школы постоянно получают дипломы международного, республиканского, областного уровня за профессиональную подготовку призёров и дипломантов конкурсов детского рисунка.

Главное в деятельности любого преподавателя, наверное, не количество наград, хотя и это немаловажно, а обучение воспитанника азам профессии и её тонкостям. И потому главное в нашей профессии, пожалуй, можно сформулировать следующим образом: воспитать остро чувствующего мир художника, стремящегося быть честным в своём творчестве.

Высокие творческие критерии учителей нашли отражение в успехах учеников. На протяжении многих лет школа старается прославить родной город, область, республику за рубежом успехами своих воспитанников в выставочной деятельности. Нашу школу знают в Японии, Польше, Индии, Чехии, России, США. Четыре года подряд ребята занимают 1 место в Московском международном фестивале юных талантов «Волшебная сила голубого потока – МОСГАЗ зажигает звёзды»: победители 2021 года Даяна Амирова (13 лет) и Дарья Чернышева (14 лет). Два наших победителя – Даниил Агунькин (13 лет) и Виктория Руденко (14 лет) – ездили в г. Алматы на фестиваль международного конкурса «Планета Арт». В феврале 2022 года на 29 международном конкурсе детского рисунка в г. Токио (Япония) из 10 тысяч участников 50 стран серебряными призёрами стали Дарья Литвинова (16 лет) и Виктория Руденко (14 лет), бронзовый приз у Азизы Байзаковой (16 лет). В 2023 году в 22 международном конкурсе-биеннале в префектуре Канагава (Япония) Дарья Чернышева и Камила Мурзахметова стали победителями. В 23 международном конкурсе портрета «Мой современник» (г. Обнинск, РФ) 1 место заняла Дарья Чернышева  На 51 международном конкурсе в городе Лидице (Чехия) медаль получил Анатолий Тимофеев (15 лет). В этом году впервые был проведён международный конкурс «Тюркский мир глазами юных художников», Динара Агибаева (16 лет) заняла 1 место, Даяна Амирова – 2 место, и в сентябре девочки ездили в Турцию на церемонию награждения. 

На уроке прикладной композиции

Подготовительные классы в музее

Создание портрета в кабинете живописи

В ДХШ Лисаковска большое внимание уделяется творческому переосмыслению культурного наследия прошлого. Изучение древних ремёсел – гончарного искусства, войлоковаляния, ткачества, плетения и других начинается с похода в местный музей истории и культуры Верхнего Притоболья. В рамках мероприятий государственной программы «Рухани жангғыру» школа совместно с городским музеем разработала проект «Изучение культуры и традиций народа Казахстана, Лисаковской округи», в прошлом учебном году в музее состоялось открытие замечательной выставки работ учащиеся ДХШ под названием «Из глубины веков». Этот проект занял 1 место в областном туре республиканского конкурса «Алтын қазына». А в этом году 23 октября состоялось открытие выставки под названием «Юные художники о немецких традициях», посвящённой изучению и осмыслению немецкой этнокультуры. В 2024 году проект будет освещать культуру славянских этносов.

Школа выпустила более 900 выпускников, многие из которых стали замечательными специалистами: живописцами, архитекторами, дизайнерами, преподавателями, модельерами. Особенно хочется отметить нашего выпускника Куата Тлеубаева – главного художника фильмов «Кочевники» и «Томирис», Марию Яндулову – архитектора в Италии, Светлану Воробьеву – известного художника-модельера г. Санкт-Петербурга. 

Но каков бы ни был профессиональный выбор сегодняшних выпускников это, прежде всего, люди с высокой эмоциональной и визуальной культурой.  Художественное и эстетическое образование, полученное в школе, не только расширяет кругозор, но и помогает ребятам тоньше и многогранней воспринимать красоту окружающего мира, нестандартно мыслить, творчески реализовываться в любом деле.

Выпускники этого года поступили в прекрасные вузы: Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет – Анастасия Каховская, Астанинский архитектурный институт – Владислав Пургин, Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра – Дарья Чернышева. 

Надеюсь, что шестилетки, которые пришли в сначальные группы подготовительного курса, также будут с увлечением спешить к высокому крыльцу по узкой бетонной дорожке, которая станет для них дорогой в мир гармонии и красоты. И ещё многие годы мы сможем с надеждой и радостью говорить: «Ребенок рисует – значит всё будет хорошо!». 
 
                        

Светлана КАРЖЕНКОВА,
директор Детской художественной школы, г. Лисаковск 

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.