Подведены итоги V республиканского конкурса молодых авторов изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Жас толқын». Тема конкурса в этом году – «Сокровище родного края». Так же называется выставка работ финалистов конкурса, открывшаяся в картинной галерее.
Директор историко-краеведческого музея Гульжан Мендекинова, художница Рейхан Айтуарова и её победное полотно
Молодого скульптора награждает мастер этого вида искусства Баян Баталова
В экспозиционном зале отдела изобразительного искусства Костанайского областного историко-краеведческого музея состоялось открытие выставки и церемония награждения победителей и призёров. В рамках заданной темы многие участники конкурса представили на суд жюри работы, для создания которых источником вдохновения послужила природа родной земли, культура и история Казахстана, традиции и обычаи казахского народа.
Конкурс, ежегодно проводимый управлением культуры Костанайской области, давно вышел за рамки региона, привлекая молодых художников изо всех уголков страны. В этом году для участия в конкурсе «Жас толкын-2023» было принято 74 заявки из Костанайской области, Астаны, Алматы, Актобе, Кокшетау, Петропавловска, Павлодара, Уральска, Западно-Казахстанской и Атырауской областей. Конкурсные работы оценивались по четырём номинациям: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство.
«Девочка с ягненком» (Дарья Богатко, г. Костанай)
«Ночной караван» (Егор Черноглазов, г. Костанай)
- Я хочу всех поздравить с этим праздником – с состоявшимся пятым республиканским конкурсом «Жас толкын», – обратился к аудитории председатель областного филиала Союза художников РК Вадим Быков. – Спасибо всем участникам! Спасибо за профессионализм членам жюри, которые чутко относятся к каждой работе. Наше единение в оценке конкурсных работ не впервые, что говорит о высокой компетентности судейской коллегии. Хочу выразить благодарность историко-краеведческому музею, который каждый год принимает итоговую выставку, а особенно заведующей отделом изобразительного искусства Сае Калиновой и её коллективу за чёткую, оперативную работу. Надеюсь, что костанайцы посетят эту выставку, порадуются за молодых художников, оставят свои отзывы. А участникам хочется пожелать большей ответственности в подготовке конкурсных работ, потому что это ваше лицо как художника, как мастера. И здесь нужны не только талант, но и качественное исполнение. Прежде чем выставить работу на обозрение, вы всегда можете посоветоваться с опытными коллегами, и ко мне в любое время можете обратиться.
О более требовательном, вдумчивом подходе к искусству сказал и один из членов жюри – известный костанайский художник Сергей Луговой. Он с сожалением отметил, что сегодня слишком часто встречаются работы на уровне китча, когда художник пытается больше угодить зрителю, чем выразить свои творческие идеи.
- Если искусство советского периода часто ругали за потакание вкусам правящей партии, то сейчас мы видим нечто подобное, но с другим уклоном. Есть желание сделать что-то продаваемое, а не показать то, что вокруг происходит, – считает Сергей Дмитриевич. – Мир очень многообразен, и художник, чувствуя свою связь с ним, отражает то, что его волнует, вдохновляет только ему доступными средствами. Вот в этом искусство. В особом мышлении, особом видении, в индивидуальности творческого подхода. Что значит уметь хорошо рисовать? Это долго смотреть и любоваться тем, что ты изображаешь. В такие моменты в человеке просыпается стремление к совершенству.
Среди живописцев Сергей Луговой особо отметил работы лисаковских художников. И именно им присуждены два 1 места: их обладателями и соответствующими денежными сертификатами стали Мерей Торткара с картиной «На отдыхе» и Анатолий Тимофеев с полотном «Вглубь веков». 2 место занял Дамир Смыков из Павлодара. 3 место досталось Кайсару Сисенгазиеву из Западно-Казахстанской области.
Призовая картина Дамира Смыкова (г. Павлодар)
Победитель - гость из Кокшетау Дамир Магзумов
В номинации «Графика» также два 1 места. Дамир Магзумов из Кокшетау представил работу «Под одним шатром». А костанаец Вадим Бражник победил с работой «Алтын адам».
«Алтын адам» Вадима Бражника
Преподаватель художественной школы им. А.Никифорова г. Костаная поделился, что тему Золотого человека выбрал в ходе участия вместе с учениками в челлендже «Inktober». Каждый октябрь художники во всём мире принимают участие в этом челлендже, рисуя чернилами ежедневно в течение месяца. Вадим Бражник по одной из тем челленджа сделал набросок Золотого человека, а затем решил развить идею уже для представления на конкурс «Жас толкын-2023». Как педагог он стремится быть примером для своих учеников, а для этого постоянно совершенствовать своё мастерство в том числе и посредством участия в творческих состязаниях.
«Торговцы тканями» (Надежда Гук, г. Костанай)
Такой видит степь Нурбек Баганин из Актобе
Работа Толганай Алтеновой из Кокшетау
Два 2 места разделили художницы из Кокшетау Жанна Мусаева и Толганай Алтенова. 3 место присуждено Ангелине Гаус (Костанай).
Декоративно-прикладное искусство принесло 2 место за этноорнамент Арайым Каирбек (Костанай) а 3 место – Анастасии Соляник с работой «Девушка в степи» (Костанай). Среди скульпторов призового 3 места удостоился только учитель Весёлоподольской ОШ Сарыкольского района Алексей Маховский. Он выполнил скульптурный потрет «Мама – моё главное сокровище».
А Гран-при присуждён астанчанке Рейхан Айтуаровой за полотно «Источник мудрости». Портрет Абая выполнен в необычной технике, притягивая взгляды и своей масштабностью, и особым стилем исполнения.
Выставка будет работать до 20 ноября. Поэтому костанайцам, желающим увидеть лучшие работы молодых художников, следует поторопиться.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.