С начала апреля учебный процесс в Детской музыкальной школе г. Лисаковска, как и во всех учебных заведениях Казахстана, проходил в формате дистанционного обучения. Для всех нас – учеников, их родителей и преподавателей – это новый формат в начальном музыкальном образовании.
Не секрет, что четвёртую четверть преподаватели начали с небольшим опасением. Перед педагогическим коллективом стал вопрос о том, чтобы удержать наших учеников, дальше развивать их творческий потенциал в рамках дистанционного обучения. Удержать и развивать то, что было вложено педагогами в воспитанников. С первых дней занятий педагоги ощутили нехватку уровня владения информационными технологиями. Но это длилось первую неделю обучения. Далее, следуя чётким рекомендациям и инструкциям управления образования Костанайской области, РУМЦДО МОН РК, наши педагоги подготавливали занятия и мероприятия на достойном методическом уровне.
Для начала провели опрос учеников и родителей о наличии средств связи, определились с перечнем информационных платформ, которые наиболее приемлемы для нашей специфической деятельности. Занятия проходили с помощью Skype, WhatsApp, Zoom, YouTube, преподаватели отправляли видео- и аудиорассылки, задания по электронной почте, а также на выбранной преподавателем интернет-платформе. Выполненное задание ребята направляли в указанные преподавателем сроки, используя приложения Skype, WatsApp, электронную почту.
Охват учащихся ДМШ г. Лисаковска при дистанционном обучении в четвёртой четверти составил 100 % (213 учеников, 26 преподавателей). В нашем обучении присутствует индивидуальная и групповая формы. Все занятия проводились по расписанию, которое подбиралось каждым педагогом индивидуально, исходя из того, какой предмет он преподаёт. Skype, Zoom использовали 10 педагогов (38%), WatsApp – 15 педагогов (58%), одному педагогу было удобнее работать с помощью E-mail.
При дистанционном формате обучения есть как плюсы, так и минусы, которые определились в ходе работы музыкальной школы. Из плюсов хочу отметить следующее: в индивидуальных формах обучения есть возможность выбора времени проведения занятий; для родителей проводятся индивидуальные консультации по выполнению домашнего задания учениками младших, средних классов.
Минусов, к сожалению, в нашей деятельности оказалось больше: искажение звука по видеосвязи; отсутствие дома инструмента у некоторых учащихся и преподавателей; у многих ребят слабое техническое оснащение для получения доступа к интернет-ресурсам; страдает дисциплина у детей в отношении дистанционных занятий; отсутствие навыков самоорганизации учебной деятельности вне прямого контакта с преподавателем; нехватка физического контакта педагог-ученик; нет традиционных академических прослушиваний учащихся, отчётных концертов, как итогового результата.
В период дистанционного обучения воспитанники ДМШ принимали активное участие в международных дистанционных музыкальных конкурсах, где занимали призовые места. Так, например, юная пианистка Елизавета Клименко заняла 1 и 2 места в международном конкурсе-фестивале искусств «Новое поколение-2020» (педагог Г.Колесниченко), в номинации «Вокал, сольное пение» этого конкурса лауреатом 2 степени стал Айбек Ескенов (педагог Н.Каракиян). Международный конкурс-фестиваль искусств «Весенние трели-2020» принёс победу Владимиру Мизёву (фортепиано, педагог Р.Абишева), бронзу – Богдану Шульцу (баян, педагог Т.Андриянова). Мария Колотова стала лауреатом 1 степени международного конкурса-фестиваля искусств «Живая музыка», а серебро завоевала Камила Рахимжанова (фортепиано, педагог Г.Колесниченко). Международный конкурс музыкального искусства «Таланты XXI» принёс звания лауреатов пианисткам Елизавете Клименко (1 степень) и Марии Колотовой (2 степень). Елизавета победила и в международном конкурсе музыкального искусства «Internet Muzik Competition» (Сербия). А вокальный ансамбль «Ассоль» под руководством Н.Каракиян занял 1 место в соответствующей номинации областного конкурса «Адал үрпақ».
Также силами преподавателей и учеников в режиме офлайн были подготовлены концерты ДМШ, посвящённые 75-летию Великой Победы, Дню защиты детей. Эти мероприятия, а также уроки преподавателей ДМШ можно найти на сайте нашей школы и на канале YouTube.
В практике реализации образовательных программ в детских музыкальных школах дистанционные технологии в должном качестве и в целях обеспечения учебного процесса никогда не применялись. Особой ценностью обучения в детской музыкальной школе всегда считалось живое общение педагога и ученика как самая действенная «технология» освоения того или иного вида искусства. Подводя итоги работы в сложном, но интересном формате дистанционного обучения хочется отметить, что 50% преподавателей освоили новые информационные платформы и технологии. Преподаватели теоретических дисциплин укрепили в своей практике форму работы в форме презентаций, видеообращений.
Дистанционное образование – вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразно получать только в том случае, если по каким-то причинам учащимся недоступен традиционный вариант обучения или в период чрезвычайного положения.
Татьяна АНДРИЯНОВА,
директор ДМШ, г. Лисаковск
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».