Развитие навыков soft skills в условиях музыкальной школы

Выпуск - №13(661)   :   03.04.2025
274

27-18

Благодаря многогранности музыкальной деятельности, которая включает в себя как индивидуальное, так и коллективное исполнение, а также требует постоянной работы над собой, обучение игре на музыкальном инструменте обладает огромным потенциалом для развития у детей навыков soft skills – универсальных социальных навыков, используемых в любой сфере жизни.
Музыкальное образование в классе духовых инструментов имеет свои особенности, которые могут существенно повлиять на развитие навыков soft skills у детей. Эти музыкальные инструменты требуют особого подхода и взаимодействия, что открывает дополнительные возможности для воспитания важных личностных качеств и умений. Например, гобой, как и другие деревянные духовые инструменты, часто используется в ансамблях, оркестрах и хорах. В такой ситуации ребёнок должен научиться синхронизировать свои действия с другими музыкантами, слушать и адаптировать свою игру к коллективной гармонии. Саксофон используется как в джазовых ансамблях, так и в классических оркестрах. Важно быть готовым не только сыграть свою партию, но и импровизировать (в джазе) или произвести общее музыкальное впечатление с другими инструментами (в классике). Педагоги-саксофонисты учат детей сотрудничать с различными стилями и динамическими изменениями в ансамбле. Обучение на этих инструментах способствует развитию у детей гибкости, умения работать в команде и искать компромиссы, а также реагировать на изменения в музыкальной ситуации.

image

Павел  Латышев и ансамбль саксофонистов


Если говорить об эмоциональном интеллекте, гобой обладает ярко выраженным тембровым свойством, позволяющим исполнителю выразить глубину эмоций. Ученик учится передавать чувства и настроения с помощью музыки, что способствует развитию эмпатии и способности распознавать эмоции других. Влияние саксофона на эмоциональную выразительность также важно. Саксофон может казаться мягким или агрессивным, что позволяет передавать различные эмоциональные тона. Для саксофонистов в джазовой практике очень важно чувствовать атмосферу и эмоциональное состояние группы и аудитории, что усиливает эмоциональный интеллект. Работа с такими инструментами помогает учащимся не только лучше понять свои эмоции, но и научиться передавать их аудитории, что способствует сочувствию и эмоциональному восприятию.
В ансамбле или оркестре гобой часто играет важную роль в создании общей музыкальной сети. Воспитанник учится слушать и реагировать на другие инструменты, что развивает способность эффективно общаться в группе. В джазе саксофонисты часто общаются с другими музыкантами посредством импровизации. Здесь важен быстрый обмен идеями, гибкость и открытость для новых музыкальных решений. Таким образом, обучение на этих инструментах может помочь учащимся развить навыки вербального и невербального общения, а также развить способность эффективно работать в команде, быть внимательными к реакции других.
В игре на гобое важен индивидуальный подход к каждому произведению, а также внимание к деталям, таким как интонация и выразительность. Кроме того, гобоисты часто сталкиваются с техническими проблемами, такими как затруднённое дыхание и контроль инструмента. Игра на гобое требует особого внимания к дыханию и технике работы с инструментом. Этот инструмент может быть сложным физически, потому что необходимо поддерживать определённый уровень дыхания, который учит самообразованию и сосредоточению внимания на своем состоянии.
Саксофон – это инструмент, который активно используется в импровизационной музыке. Это развивает творческое мышление, способность быстро реагировать, работать над сложными музыкальными задачами, искать творческие решения и находить способы преодоления трудностей. Для саксофонистов важна не только физическая выносливость и техника дыхания, но и подготовка к длительным тренировкам. Саксофонисты также должны развивать гибкость и способность работать с различными стилями музыки, требующими саморегуляции. Это означает, что обучение с помощью этих инструментов способствует развитию у детей самодисциплины, ответственности и способности организовывать свои занятия. Они учатся работать над собой, преодолевать физические и психологические трудности.
Основные навыки soft skills – стрессоустойчивость и уверенность в себе. Например, игра на гобое требует высокой концентрации и часто связана с волнением из-за сложности инструмента и важности его роли в ансамбле. Однако постепенно дети учатся сохранять спокойствие и уверенность, даже играя перед большой аудиторией. Саксофонисты, особенно в джазе, где много импровизации, нуждаются в способности быстро адаптироваться и реагировать на ситуации. Юных саксофонистов нужно научить не бояться ошибок и использовать их для дальнейшего развития.
Игра на этих инструментах помогает детям обрести уверенность в себе, преодолеть страх перед выступлениями и волнение, которое способствует общей стрессоустойчивости. Таким образом, гобой и саксофон – это инструменты, которые не только развивают технические и музыкальные навыки, но и оказывают значительное влияние на развитие базовых навыков soft skills. Они помогают детям развивать командную работу, общение, самообразование, эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость, что делает их важным инструментом в процессе формирования личности и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Гульнара КУЧИКОВА,
директор, преподаватель,
Павел ЛАТЫШЕВ,
преподаватель ДМШ №1, г. Костанай

 

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4