Развитие навыков soft skills в условиях музыкальной школы

Выпуск - №13(661)   :   03.04.2025
620

27-18

Благодаря многогранности музыкальной деятельности, которая включает в себя как индивидуальное, так и коллективное исполнение, а также требует постоянной работы над собой, обучение игре на музыкальном инструменте обладает огромным потенциалом для развития у детей навыков soft skills – универсальных социальных навыков, используемых в любой сфере жизни.
Музыкальное образование в классе духовых инструментов имеет свои особенности, которые могут существенно повлиять на развитие навыков soft skills у детей. Эти музыкальные инструменты требуют особого подхода и взаимодействия, что открывает дополнительные возможности для воспитания важных личностных качеств и умений. Например, гобой, как и другие деревянные духовые инструменты, часто используется в ансамблях, оркестрах и хорах. В такой ситуации ребёнок должен научиться синхронизировать свои действия с другими музыкантами, слушать и адаптировать свою игру к коллективной гармонии. Саксофон используется как в джазовых ансамблях, так и в классических оркестрах. Важно быть готовым не только сыграть свою партию, но и импровизировать (в джазе) или произвести общее музыкальное впечатление с другими инструментами (в классике). Педагоги-саксофонисты учат детей сотрудничать с различными стилями и динамическими изменениями в ансамбле. Обучение на этих инструментах способствует развитию у детей гибкости, умения работать в команде и искать компромиссы, а также реагировать на изменения в музыкальной ситуации.

image

Павел  Латышев и ансамбль саксофонистов


Если говорить об эмоциональном интеллекте, гобой обладает ярко выраженным тембровым свойством, позволяющим исполнителю выразить глубину эмоций. Ученик учится передавать чувства и настроения с помощью музыки, что способствует развитию эмпатии и способности распознавать эмоции других. Влияние саксофона на эмоциональную выразительность также важно. Саксофон может казаться мягким или агрессивным, что позволяет передавать различные эмоциональные тона. Для саксофонистов в джазовой практике очень важно чувствовать атмосферу и эмоциональное состояние группы и аудитории, что усиливает эмоциональный интеллект. Работа с такими инструментами помогает учащимся не только лучше понять свои эмоции, но и научиться передавать их аудитории, что способствует сочувствию и эмоциональному восприятию.
В ансамбле или оркестре гобой часто играет важную роль в создании общей музыкальной сети. Воспитанник учится слушать и реагировать на другие инструменты, что развивает способность эффективно общаться в группе. В джазе саксофонисты часто общаются с другими музыкантами посредством импровизации. Здесь важен быстрый обмен идеями, гибкость и открытость для новых музыкальных решений. Таким образом, обучение на этих инструментах может помочь учащимся развить навыки вербального и невербального общения, а также развить способность эффективно работать в команде, быть внимательными к реакции других.
В игре на гобое важен индивидуальный подход к каждому произведению, а также внимание к деталям, таким как интонация и выразительность. Кроме того, гобоисты часто сталкиваются с техническими проблемами, такими как затруднённое дыхание и контроль инструмента. Игра на гобое требует особого внимания к дыханию и технике работы с инструментом. Этот инструмент может быть сложным физически, потому что необходимо поддерживать определённый уровень дыхания, который учит самообразованию и сосредоточению внимания на своем состоянии.
Саксофон – это инструмент, который активно используется в импровизационной музыке. Это развивает творческое мышление, способность быстро реагировать, работать над сложными музыкальными задачами, искать творческие решения и находить способы преодоления трудностей. Для саксофонистов важна не только физическая выносливость и техника дыхания, но и подготовка к длительным тренировкам. Саксофонисты также должны развивать гибкость и способность работать с различными стилями музыки, требующими саморегуляции. Это означает, что обучение с помощью этих инструментов способствует развитию у детей самодисциплины, ответственности и способности организовывать свои занятия. Они учатся работать над собой, преодолевать физические и психологические трудности.
Основные навыки soft skills – стрессоустойчивость и уверенность в себе. Например, игра на гобое требует высокой концентрации и часто связана с волнением из-за сложности инструмента и важности его роли в ансамбле. Однако постепенно дети учатся сохранять спокойствие и уверенность, даже играя перед большой аудиторией. Саксофонисты, особенно в джазе, где много импровизации, нуждаются в способности быстро адаптироваться и реагировать на ситуации. Юных саксофонистов нужно научить не бояться ошибок и использовать их для дальнейшего развития.
Игра на этих инструментах помогает детям обрести уверенность в себе, преодолеть страх перед выступлениями и волнение, которое способствует общей стрессоустойчивости. Таким образом, гобой и саксофон – это инструменты, которые не только развивают технические и музыкальные навыки, но и оказывают значительное влияние на развитие базовых навыков soft skills. Они помогают детям развивать командную работу, общение, самообразование, эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость, что делает их важным инструментом в процессе формирования личности и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Гульнара КУЧИКОВА,
директор, преподаватель,
Павел ЛАТЫШЕВ,
преподаватель ДМШ №1, г. Костанай

 

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».