Школьный театр – это возможность раскрыться в своей неповторимости

Выпуск - №19(516)   :   11.05.2022
457

Свои театры сейчас существуют во многих учебных заведениях. Администрации школ создают и поддерживают театральные коллективы. Наличие театра в школе приветствуется и органами образования. Но, на мой взгляд, всё это вторично. А главное – у детей есть потребность в театре как в средстве реализации своих творческих возможностей.
 

Тяга к игре, лицедейству – органическое свойство человеческой натуры. Все мы хорошо знаем, как великолепно самые маленькие дети, только что вышедшие из пелёнок, воображают себя то шофёром, то автомобилем, то деревом, то птичкой на дереве. Потом, постепенно, по мере социализации маленького человека, эта свобода самовыражения пропадает. Ребёнок начинает стесняться вести себя не как все, его потребность в игре уходит внутрь, начинает реализовываться в мечтах и фантазиях и со временем становится всё более скрытой и подсознательной. При этом творческое начало уходит и из всех внешних проявлений личности, тем более, что характер преподавания науки, в основном, за редкими исключениями, рассчитан на воспроизведение учениками открытых до них истин, а не на творчество. Внутренняя потребность в творческой самореализации остаётся в человеке навсегда. Но, как это ни парадоксально, у детей школьного возраста, у которых эта потребность, как мне кажется, является особенно острой, возможностей для её реализации катастрофически мало. Школьный театр – одна из таких возможностей.

В мой театр чаще всего приходят дети, которые хотят самореализоваться. И театр творит чудеса. Дети становятся смелыми и уверенными в себе, выпрямляются и идут красивой походкой, могут петь и танцевать, становятся подвижнее и активнее. Этот момент преодоления себя, своего комплекса, очень важен. Иногда они так рано становятся режиссёрами и начинают уверенно доказывать свою правоту. Это прекрасно! Я люблю эти творческие мерцания.

Никакого отбора в театр, беру всех, кто пришёл, потому что знаю: в конце концов останутся те, кому это действительно нужно, и их будет ровно столько, сколько необходимо для спектакля. Главная задача школьного режиссёра, на мой взгляд, не взять сразу талантливого в театр и использовать его на всю катушку, а найти в ребёнке этот талант, раскрыть его.

Считаю очень значимыми следующие высказывания: «Это Амирлан. Ведь она на уроках как мышка». «Я и не знала, что у моей Акботы, Алии, Анель такие красивые голоса!». «Какой, оказывается, Вечеслав артистичный!» и т.д.

Или вот такой случай из практики: с ног сбилась, пока выбирала по всей гимназии мальчика для роли Маленького Принца. Когда совсем отчаялась, внимательно пригляделась к тихому мальчику Нурасылу Мусайнову, который недавно пришёл в театр, и оказалось, что это необыкновенной души ребёнок, он просто был Маленьким Принцем. Вначале же мне показалось, что он по слогам читает, а это, оказывается, от волнения с ним происходило.

А потом я вдруг увидела Лиса. Это очень скромная и с красивым сердцем Малика Мухамедсалыкова. И вот готов спектакль по произведению Антуана де Сент-Экзюпери.

Что мы делаем? Мы ставим спектакли. Конечно, мне, как режиссёру этих спектаклей, хотелось бы, чтобы они были настоящими произведениями искусства, глубокими и завораживающими. Но я, сражаясь за качество своих постановок, никогда не забываю о том, что детей нужно беречь и чувствовать их возможности. Я знаю, что с теми детьми, которые приходят в мою студию, я могла бы работать значительно больше, и, вероятно, спектакли наши объективно выглядели бы лучше, были бы более профессиональными, зрелищными, отточенными. Но это заставило бы детей работать на пределе их физических возможностей. Всё-таки нагрузка и требования в гимназии очень большие. Часто слышу: «Можно я посижу», или «Я больше не могу», когда всего-то потанцевали польку две минуты. Нужно помнить, что игра на сцене – это колоссальная эмоциональная нагрузка. Я уже упоминала о мальчике Нурасыле и девочке Малике, которые сыграли в нашем спектакле Маленького Принца и Лиса. Сыграли блестяще, не думаю, что кто-либо из взрослых профессиональных актёров мог бы быть таким настоящим.

Большинство детей, которые занимаются в театре, посещают другие кружки, и я не вправе требовать от них заниматься только у меня, хотя мне было бы удобнее, если бы дети никуда не торопились, а все силы отдавали театру, тем самым повышая качество постановок. Может быть, тогда у нас были бы все призовые места. Но в школьный театр приходят в основном дети, которые не собираются становиться профессиональными актёрами, им хочется попробовать ими побыть, им вообще хочется многое попробовать, потому что их влечёт детская любознательность. Они посещают с удовольствием и спортивные секции, другие кружки. Наличие в городе разных кружков, студий даёт возможность ребёнку разобраться, что же ему всё-таки нужнее, в чём он может проявить себя наиболее полно. Вообще, посещение нескольких кружков нужно только поощрять, чем разнообразнее будут творческие проявления ребёнка, тем более гармоничным человеком он вырастет. Наш театр репетиционный. Нам нравится долгий процесс подготовки к спектаклю. Несколько недель жизни мы проживаем, общаясь с А.С. Пушкиным или Н.В. Гоголем, Р.Киплингом , Г.Х.Андерсеном, Д.Барри, Л.Кэрроллом.

В театре «Зеркало» наметились талантливые маленькие режиссёры: Алия Нургали, Анель Рашат, Райхан Тлеушева. Изготовление костюмов и декораций – тоже долгий процесс, и кто-то из ребят лучше всего проявляется в этом. Нам нравится делать спектакли с яркими декорациями и костюмами, в этом есть свой резон. Чтобы красиво спеть песню тоже требуется время. Зачем торопиться, ведь театр – это ещё и место нашего общения. Пока мы всё придумываем, шьём и рисуем, создаём ту или иную мизансцену с детьми, спектакль потихонечку созревает, как бы сам собой, а мы, продолжая говорить о ковбоях, о том, что они носили, и как сшить шляпу, где купить пистолет, подходим к финалу. А финал – это долгожданная премьера, кульминация нашего долгого действа, которую заждались родители, друзья, родные, одноклассники, а, главное, сами артисты. Активные участники школьного театра: Аяжан Теменова, Амина Манарбекова, Адлет Сарсембай, Амирлан Мырзабеков, Темирлан Тайгельдин, Айыру Сагынтай, Мансур Токтаров, Рояна Коныс, Абдрахмет Муратов, Асем Каршыга, Вечеслав Малиновский, Айша Нургабыл. Во время пандемии театр работал дистанционно. Учащиеся оттачивали чёткое произношение слов и передачу мысли во время рассказа текста, выразительного чтения. Делается упор и на накопление культурного багажа. Театр «Зеркало» ежегодно принимает участие в городском конкурсе «Жас актёр». Спектакли «Волшебная лампа», «Сказка про маму Зайчиху и сына Зайчонка» лучшие в нашем репертуаре. Восточные танцовщицы также украсили наши постановки. Это маленькие танцоры Акбота Мадина, Анель Касым. Кружковцы научились монтировать видеофильмы. Мы этих ребят называем операторами. Это Инкар Сыпабек. Амир Тилимис научился изготавливать маски. Все кружковцы могут с помощью мимики передавать эмоциональное состояние героев произведений (грусть, радость, огорчение, смех, горе и т. д.), умеют, изменяя силу голоса, передавать образ персонажа. Старшие ребята Молдир Казмагамбетова, Сауле Кубеева, Алина Мухамеджанова создали театральное представление «Рождественские встречи». Наша публика встретила с восторгом такое чудо! Это было профессионально и познавательно.

Смотреть на спектакли школьного театра как на произведения искусства, предназначенные для любого зрителя, думаю, неправомерно. Наш театр адресует свои работы людям, которые нам близки: нашим родителям, друзьям, учителям, одноклассникам, всем ребятам нашей школы. Они наши зрители и наши судьи. И, кстати, довольно строгие судьи, как это ни покажется странным. Мы очень хорошо знаем, как трудно удержать внимание большого зала, наполненного детьми, как трудно заставить их переживать вместе с героями пьес. И если нам это удаётся – это высшая награда и главное удовольствие. Такой спектакль мы считаем хорошим.

Но премьерой спектакль не кончается. Мы его показываем ещё несколько раз, у нас остаются видео с его записью, фотографии. Все спектакли мы отправляем в соцсети и YouTube. Но самое главное – мы сами становимся немного другими, этот наш опыт никогда уже нас не покинет. И значит, школьный театр для его артистов является не «дополнительным образованием», а самым что ни на есть главным – образованием человека. Моя цель – помочь ребёнку понять себя, поверить в свои силы, раскрыться в своей неповторимости.

Шолпан ИСАКОВА,
учитель русского языка и литературы, руководитель театра «Зеркало» гимназии им. С.Мауленова, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.