Уникальное искусство певцов, поэтов и эрудитов

Выпуск - №40 (588)   :   25.10.2023
437

В рамках национального культурно-просветительского проекта «Төрт тоқсан – төрт өнер», а также в преддверии Дня республики в общеобразовательной школе №115 г. Костаная состоялось областное соревнование среди школьников-акынов, организованное Региональным центром психологической поддержки и дополнительного образования. 

Это мероприятие призвано пропагандировать айтыс как важное национальное искусство, воспитывать уважение к народным традициям и национальной культуре. Айтыс – это импровизированное состязание двух акынов, форма устной казахской песенной поэзии. Исполняется под аккомпанемент домбры. Во время айтыса оппоненты усаживаются друг напротив друга и исполняют экспромтом песенный диалог, передавая друг другу очередь выступления.

Точное происхождение айтыса неизвестно, но первые сведения о нём были обнаружены в виде наскальных рисунков в странах Центральной Азии, Алтайского региона, Тарбагатая, долины реки Или, на которых были изображены играющие на домбре люди. Айтыс достиг расцвета в XIX веке, который исследователи назвали «золотым веком айтыса». Благодаря таким акынам, как Орынбай, Шоже, Жанак, Биржан и Сара айтыс стал одним из самых популярных жанров казахской народной поэзии. В ХХ веке айтыс продолжал развиваться и продолжал оставаться важной частью казахской культуры, несмотря на идеологические ограничения того времени.

Как отметили организаторы, сегодня айтыс имеет важное значение для казахской культуры. Он является одним из способов сохранения и передачи казахского языка и фольклора, формой культурного обмена между различными регионами Казахстана. Айтыс – это не просто состязание двух акынов. Это настоящее искусство, которое требует от участников высокого мастерства и таланта. Акыны должны обладать не только прекрасным голосом и чувством ритма, но и остроумием, эрудицией, способностью импровизировать.

В областном айтысе школьников приняли участие 12 юных акынов из 10 регионов области, которые приехали, чтобы поделиться своими навыками и талантом. Сначала прошёл отборочный этап, на котором шесть пар детей продемонстрировали свои умения экспромтом слагать стихи и исполнять их под музыкальное сопровождение. Три пары прошли в финал и продолжили соревнование. Жюри смотрело выступления с большим вниманием и оценивало их по нескольким критериям, включая оригинальность, выразительность и передачу национального духа. 

Призовые места распределились следующим образом. 1 место досталось воспитаннику Центра дополнительного образования г. Аркалыка Рагату Нурисламу. 2 место завоевал ученик ОШ им. Абая г. Костаная Жалгасбек Алимауладин, 3 место заняла ученица Тобольской ОШ №2 района Б.Майлина Перизат Амин. Ученица школы имени Н.Мейирманова Амангельдинского района Акнур Тулегенова отмечена призом зрительских симпатий. Победителю и призёрам вручены дипломы от управления образования и денежные премии. Участники, не попавшие в число победителей, получили сертификаты, денежные премии и билеты в кино. Педагоги, подготовившие талантливых ребят, награждены управления образования за качественную работу.

Айтыс стал не только праздником искусства и культуры, но и показателем национального единства и гордости за свою страну. Мы поздравляем всех участников творческого состязания и желаем им дальнейших успехов и побед!

Жанар БИСЕНОВА,
Екатерина ПРОБАЛОВА

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.