В школе искусств всегда будет интересно всем

Выпуск - №26-27(623-624)   :   02.08.2024
372

image

Роль дополнительного образования довольно велика, и заключается она в приобщении детей к культурным ценностям, оказании помощи ребёнку в развитии его творческого потенциала и таланта.
Любая школа, будь то музыкальная или художественная, даёт возможность реализации способностей ребёнка, воспитывает внутреннюю ответственность и упорство, но самое главное, даёт возможность заниматься любимым делом и достигать определённых результатов. Такая школа предполагает разноуровневую подготовку, как узкопрофессиональную, так и общехудожественную, следовательно, даёт каждому разносторонние знания художественно-эстетической направленности.
Примером служит одна из старейших школ Костанайской области – житикаринская Детская школа искусств, не так давно отметившая свой юбилей: 60 лет музыкальному отделению и 35 – художественному. Это центр развития музыкального и изобразительного искусства для детей, выпустивший за эти годы более 2000 выпускников, достойно зарекомендовавших себя в обществе.

2


Говорят, короля делает свита. Так вот основа нашей школы – это педагогический состав, тот, у которого налицо мотивы и стремления помочь приобрести знания и умения нашим учащимся, это творческие учителя – музыканты и художники. Педагогический коллектив сложился годами, в нём представители старшего поколения (70% коллектива) имеют уникальную систему ценностей, позволяющую добиваться высоких результатов. Ветеранами педагогического искусства являются Татьяна Михайловна Тимофеева, Нина Максимовна Матвейчук, Альфия Нуриахметовна Жиенкулова, Галия Геннадьевна Тегкаева, Лилия Расиховна Мац, Светлана Владимировна Аверьянова, Ильсияр Тагировна Мазуренко, Нина Ивановна Дочупайло. Есть педагоги с большим стажем, преобладающими качествами которых выступает стремление к постоянному обучению и самообразованию, креативность, интерес к инновациям. Это Ирина Михайловна Кольга, Ирина Дмитриевна Палеева, Ирина Брониславовна Новопашина, Светлана Игоревна Бондаренко, Гульмайра Сальдеровна Серикбаева, Ольга Павловна Заматаева и многие другие.
Педагоги стараются воспитывать у учащихся чувства доброты, долга, чести и справедливости, формировать отношение к миру прекрасного на уроках специального инструмента (домбры, фортепиано, гитары, аккордеона, баяна) и сольного пения, где происходит знакомство с композиторами, музыкальными произведениями, а их исполнение наделяет учащихся способностью вслушиваться, чувствовать характер и настроение, эпоху истории музыки. Индивидуальное общение преподавателя и ученика – основа учебного процесса в школе, это бесценная традиционная форма обучения, которая передаётся педагогами разных поколений. Прививая любовь к народному инструменту, национальной культуре, учителя-домбристы Зарина Турганбаевна Рыспаева, Бахытгуль Сабитбековна Мусина вместе с учащимися приняли эстафету-челлендж к национальному Дню домбры.

4


Необходимо заметить, любовь к искусству не рождается с первого урока. Она создаётся в союзе с педагогом, а потом продолжает расти и развиваться в процессе совершенствования навыков. Задача каждого педагога – научить играть на инструменте, воспитать у ребёнка потребность слушать хорошую музыку, читать литературу о музыке и музыкантах, смотреть картины великих художников, разбираясь в стилях и техниках написания картин, существенно расширить свой кругозор. Но самое главное помнить, что каждый ребёнок талантлив по своему, и нужно только помочь раскрыть этот талант.
В конце учебного года в школе состоялся I региональный фестиваль фортепианной музыки «Ноты вдохновения», явившийся знаковым событием для всего региона. Эта творческая встреча музыкантов запомнилась каждому своей тёплой атмосферой, положительными эмоциями.

5


На уроках живописи, скульптуры, рисунка, декоративно-прикладной композиции, мировой музыкальной литературы, казахской музыкальной литературы происходит приобщение к достижениям мировой культуры, формируются личностные качества – воспитанность, отзывчивость, самодостаточность. Традиционно, на художественном отделении организуется пленэрная практика для учащихся. В этом году учителями-наставниками для юных художников были Наталья Александровна Меженина, Татьяна Васильевна Коба, Арнай Дамухановна Молдыбаева. Работы учащихся Саиды Токмурзиной, Амины Жакуповой, Ангелины Ахметзяновой, Дарьи Гудовской, Азизы Жунусовой, Аиды Калиевой, Дарьи Егоровой были яркими, интересными и креативными.
Одно из приоритетных направлений школы – работа с одарёнными детьми, они являются лицом школы, и в будущем будут профессионально ориентированы в области искусства. Эти учащиеся обладают отличными природными данными, а стремление к личностному росту, публичным выступлениям даёт им высокие ориентиры в жизни, формирует активную жизненную позицию.

1

6


На вокальном отделении обучается Ясмиин Аюпова – победитель международных конкурсов в Италии, Болгарии, Грузии, Латвии, в её копилке 12 Гран-при, множество призовых мест. Ильназ Сатымова – победитель многих вокальных конкурсов, участница проекта «Спой с казахстанской звездой», Мурат Валеев, Саида Токмурзина – победители республиканских конкурсов «Бояулар купиясы», «Алтын казына», Бадам Джафарова – победитель международного конкурса «Золотая пчёлка» в Беларуси, Руфина Ахметова, Елизавета Грязнова, Джамиля Бакаева, Алина Амангалейева – победители областных фортепианных конкурсов. Выпускник школы, а теперь уже и выпускник Академии искусств им. А.Жургенова Танирберген Имашев стал победителем международного конкурса «Всегда голубо, всегда зелено» в Польше. Елизавета Брахнова, Дарига Жантимирова – лауреаты ежегодной областной премии «Триумф». Кристина Пличко, Ясмин Аюпова – финалисты областного проекта «Жас талант», внесены в книгу «Молодое дарование Костанайской области». Екатерина Кий, Ясмин Аюпова, Светлана Игоревна Бондаренко внесены в книгу золотой молодёжи Житикаринского района.
Свое профессиональное мастерство, такт, гибкость мышления на протяжении нескольких лет демонстрируют педагоги  Ирина Кольга, Ирина Палеева, Светлана Бондаренко, работая с детьми с особыми образовательными потребностями. Их воспитанники становятся победителями областных и республиканских конкурсов «Дети без границ».

3


В копилке школы множество побед и достижений разных уровней. ДШИ вошла в четвёрку лучших организаций дополнительного образования области в номинации «Талантливый учитель – творческий ученик». Необходимо отметить, что на сегодняшний день школа искусств работает в режиме развития. Для повышения эффективности образовательного процесса создают учебно-методические комплекты, авторские программы, активно участвуют в мастер-классах, конференциях, вебинарах. В прошлом году благодаря средствам из областного бюджета школа приобрела музыкальные инструменты: аккордеон, домбры, жетыген, гитару, ксилофон, чимес и другие. В этом году выделены средства на текущий ремонт здания.
В заключение необходимо отметить, что дополнительное образование – это уникальное полотно для формирования духовности личности, стартовая площадка для детей в выражении их чувств и эмоций посредством музыкального и художественного творчества. Это творческая мастерская для педагогов, сменяющая поколение за поколением и несущая добро, мудрость и знания. ДШИ – это школа, которая воспитывает личность, гражданина, впитавшего ценности, историю и традиции страны. В ней всегда будет интересно всем.

Светлана ОГОРОДНИКОВА,
директор ДШИ, г. Житикара


 

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.