Так когда-то назвал театр великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Чувство великого поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства.
В Пешковской общеобразовательной школе от Дома детского творчества третий год действует театральный кружок «Алые паруса», где занимаются дети 6-15 лет (две возрастные группы по 20 человек). Программа театрального кружка включает два направления: работа над театральными постановками, где артистами являются сами дети, и кукольный театр. Специально организованные театрализованные занятия включают театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, виртуальные экскурсии в театр и музеи, спектакли, праздники. Дети учатся технике сценической речи, ритмопластике, развивают творческое воображение, формируют умение передавать мимикой, жестами основные эмоции, способность перевоплощаться. Знакомятся с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства. Воспитанники кружка узнают о профессиях в театре (актёр, художник, режиссёр и других), учатся правилам поведения в театре. В работе с куклами дети осваивают умения работы на ширме и за ширмой. Знакомятся с правилами кукловождения, учатся разыгрывать импровизации с куклами.
Ребята очень любят перевоплощаться в того или иного героя и с большим воодушевлением пробуют изобразить свой персонаж. Одной из самых интересных форм для детей является использование перчаточных кукол. Помимо готовых мы используем куклы, которые ребята мастерят сами из подручных материалов. Так, например, к сказкам «Теремок», «Как колобок за ёлочкой ходил» куклы были связаны крючком участницей кружка Софьей Штеле.
Основной формой организации любого нашего занятия является театральная игра. Маленькие сценки – этюды помогают ребятам создать характер персонажа таким, каким они его видят, а самое главное, учатся самокритике, весёлому, шутливому складу ума, умеющему подмечать и остроумно выставлять особенности нравов, поведения, обычаев. Также используются различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Это помогает ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствует формированию самоконтроля, повышает уверенность в себе.
Наши воспитанники участвуют в различных школьных театрализованных представлениях, литературно-музыкальных композициях, инсценировках, мини-спектаклях. Самый долгожданный и ответственный момент – это премьера. А когда зрители оценивают твой труд долгими аплодисментами, то радости нет конца. Особенно тепло зрители принимали театральные постановки «Как старик корову продавал», «Образование казахского ханства», «Все профессии важны!», «Бабушки-старушки», «Волшебные вещи Касена». Есть в репертуаре кружка и постановки о Великой Отечественной войне «Баллада о матери», «Закаты алые», «Письма с фронта», «Голубь мира». У младших школьников из нашего репертуара особенно популярны кукольные спектакли. Этот сказочный мир мы создали в кукольных спектаклях «Теремок», «Как колобок за ёлочкой ходил», «Пых», «Зимняя сказка про добрые дела». И результат нашего труда – широкие улыбки ребят, громкий смех и аплодисменты. И может через много лет они вспомнят своё волшебное путешествие в мир театра – сказочное детство.
Кружковцы принимают участие не только в школьных мероприятиях, но и в культурной жизни села, выступая с различными постановками в сельском ДК «Иволга». Так же наши ребята принимают активное участие в конкурсах чтецов областных, районных, школьных, где занимают призовые места. В прошлом году наш театральный коллектив занял 1 место в районном этапе областного фестиваля «Армандастар».
Меняется состав кружка, но остаётся неизменным интерес детей к творчеству. Самое главное для руководителя – умение направить ребят на такую деятельность, чтобы они ощущали свою самостоятельность, успешность, удовольствие от творческого процесса, от общения друг с другом. Пусть воспитанники кружка и не станут великими актёрами, но они на всю жизнь сохранят в сердце любовь к театру.
Татьяна БОРОВКОВА,
педагог дополнительного образования, руководитель кружка Пешковской ОШ,
Фёдоровский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.