Археология – профессия будущего

Выпуск - №14 (461)   :   09.04.2021
408

Я уверен, что труд археолога, изучающего технологии создания предметов быта, домашнего хозяйства, особенности ремёсел в разные периоды истории, будут востребованы всегда. И чем дальше мы движемся по пути цивилизации, тем ценнее археологические знания и навыки. 

В археологии современного мира как науке насчитывается несколько направлений, исследующих разные этапы человеческой истории и наиболее важные её отрасли: первобытная археология, археология древнего мира, археология железного века, археология античности (или история культуры), средневековая археология, военная археология, подводная археология и  др. 
Эти направления показывают, что, возможно, через тысячу лет человек будет заниматься археологией, изучая мобильный телефон «Apple», найденный под землёй в кармане усопшего, удивляясь отсталости технологий былого и задаваясь вопросом: неужели мобильный телефон был так важен для человека, если его положили вместе с ним? Или это было устройство для перемещения в другой мир? 
И почти такими же вопросами задаются сегодня археологи Казахстана, изучающие каменные орудия труда с поселений ботайской культуры, наскальные надписи Танбалы, каменные шахматные фигурки из средневекового городища Тараз, глазурированную керамику из руин заброшенных русских крестьянских и казацких деревень начала XX века, военное оружие времён Казахского ханства или Великой Отечественной войны. 
И большую часть профессиональных знаний и навыков отечественные археологи получают во время обучения в национальных и областных университетах, во время прохождения археологической практики или добровольном участии в археологических экспедициях. На поселении Ботай, которое известно первыми фактами одомашнивания степной лошади, ежегодно в составе Ботайской археологической экспедиции проходят археологическую учебную практику студенты 1 курса специальности «История» Костанайского регионального университета им. А.Байтурсынова (ранее КГПУ им. Султангазина). 


Абильмаликов К.К.

Здесь в течение 10-14 дней студенты учатся правильно определять каменную геологическую породу, из которой можно сделать орудие труда или оружие для охоты и защиты, лепить керамическую посуду из глины с примесью дресвы и конского навоза, применять техники обивки, ретуширования, отжима, чтобы изготовить каменный нож или скребло, разбираться в строительстве жилищной конструкции, которая может простоять до 15 лет. Практиканты приобретают навыки изготовления наконечников стрел и копий из тальника, черёмухи, ивняка, обмазывая наконечники стрел смолой для крепкого сцепления с каменными наконечниками, изготавливать и накаливать древко лука для охоты. Ещё студенты исторической специальности и школьники-энтузиасты изучают во время участия в Ботайской археологической экспедиции древние артефакты, которые изготавливались фактически из тех материалов, которые окружали древнего человека: кости животных, растения, ветки деревьев, каменные породы, глина и песок. 
Если вы хотите получить разнообразные знания по выживанию в условиях дикой среды, романтики у костра, приключений под открытым небом, мы приглашаем всех энтузиастов поучаствовать в летней экспедиции на археологическом памятнике Ботай. 

Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ, 
магистр исторических наук


  
 

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4