Археология – профессия будущего

Выпуск - №14 (461)   :   09.04.2021
341

Я уверен, что труд археолога, изучающего технологии создания предметов быта, домашнего хозяйства, особенности ремёсел в разные периоды истории, будут востребованы всегда. И чем дальше мы движемся по пути цивилизации, тем ценнее археологические знания и навыки. 

В археологии современного мира как науке насчитывается несколько направлений, исследующих разные этапы человеческой истории и наиболее важные её отрасли: первобытная археология, археология древнего мира, археология железного века, археология античности (или история культуры), средневековая археология, военная археология, подводная археология и  др. 
Эти направления показывают, что, возможно, через тысячу лет человек будет заниматься археологией, изучая мобильный телефон «Apple», найденный под землёй в кармане усопшего, удивляясь отсталости технологий былого и задаваясь вопросом: неужели мобильный телефон был так важен для человека, если его положили вместе с ним? Или это было устройство для перемещения в другой мир? 
И почти такими же вопросами задаются сегодня археологи Казахстана, изучающие каменные орудия труда с поселений ботайской культуры, наскальные надписи Танбалы, каменные шахматные фигурки из средневекового городища Тараз, глазурированную керамику из руин заброшенных русских крестьянских и казацких деревень начала XX века, военное оружие времён Казахского ханства или Великой Отечественной войны. 
И большую часть профессиональных знаний и навыков отечественные археологи получают во время обучения в национальных и областных университетах, во время прохождения археологической практики или добровольном участии в археологических экспедициях. На поселении Ботай, которое известно первыми фактами одомашнивания степной лошади, ежегодно в составе Ботайской археологической экспедиции проходят археологическую учебную практику студенты 1 курса специальности «История» Костанайского регионального университета им. А.Байтурсынова (ранее КГПУ им. Султангазина). 


Абильмаликов К.К.

Здесь в течение 10-14 дней студенты учатся правильно определять каменную геологическую породу, из которой можно сделать орудие труда или оружие для охоты и защиты, лепить керамическую посуду из глины с примесью дресвы и конского навоза, применять техники обивки, ретуширования, отжима, чтобы изготовить каменный нож или скребло, разбираться в строительстве жилищной конструкции, которая может простоять до 15 лет. Практиканты приобретают навыки изготовления наконечников стрел и копий из тальника, черёмухи, ивняка, обмазывая наконечники стрел смолой для крепкого сцепления с каменными наконечниками, изготавливать и накаливать древко лука для охоты. Ещё студенты исторической специальности и школьники-энтузиасты изучают во время участия в Ботайской археологической экспедиции древние артефакты, которые изготавливались фактически из тех материалов, которые окружали древнего человека: кости животных, растения, ветки деревьев, каменные породы, глина и песок. 
Если вы хотите получить разнообразные знания по выживанию в условиях дикой среды, романтики у костра, приключений под открытым небом, мы приглашаем всех энтузиастов поучаствовать в летней экспедиции на археологическом памятнике Ботай. 

Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ, 
магистр исторических наук


  
 

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.