Я уверен, что труд археолога, изучающего технологии создания предметов быта, домашнего хозяйства, особенности ремёсел в разные периоды истории, будут востребованы всегда. И чем дальше мы движемся по пути цивилизации, тем ценнее археологические знания и навыки.
В археологии современного мира как науке насчитывается несколько направлений, исследующих разные этапы человеческой истории и наиболее важные её отрасли: первобытная археология, археология древнего мира, археология железного века, археология античности (или история культуры), средневековая археология, военная археология, подводная археология и др.
Эти направления показывают, что, возможно, через тысячу лет человек будет заниматься археологией, изучая мобильный телефон «Apple», найденный под землёй в кармане усопшего, удивляясь отсталости технологий былого и задаваясь вопросом: неужели мобильный телефон был так важен для человека, если его положили вместе с ним? Или это было устройство для перемещения в другой мир?
И почти такими же вопросами задаются сегодня археологи Казахстана, изучающие каменные орудия труда с поселений ботайской культуры, наскальные надписи Танбалы, каменные шахматные фигурки из средневекового городища Тараз, глазурированную керамику из руин заброшенных русских крестьянских и казацких деревень начала XX века, военное оружие времён Казахского ханства или Великой Отечественной войны.
И большую часть профессиональных знаний и навыков отечественные археологи получают во время обучения в национальных и областных университетах, во время прохождения археологической практики или добровольном участии в археологических экспедициях. На поселении Ботай, которое известно первыми фактами одомашнивания степной лошади, ежегодно в составе Ботайской археологической экспедиции проходят археологическую учебную практику студенты 1 курса специальности «История» Костанайского регионального университета им. А.Байтурсынова (ранее КГПУ им. Султангазина).

Абильмаликов К.К.
Здесь в течение 10-14 дней студенты учатся правильно определять каменную геологическую породу, из которой можно сделать орудие труда или оружие для охоты и защиты, лепить керамическую посуду из глины с примесью дресвы и конского навоза, применять техники обивки, ретуширования, отжима, чтобы изготовить каменный нож или скребло, разбираться в строительстве жилищной конструкции, которая может простоять до 15 лет. Практиканты приобретают навыки изготовления наконечников стрел и копий из тальника, черёмухи, ивняка, обмазывая наконечники стрел смолой для крепкого сцепления с каменными наконечниками, изготавливать и накаливать древко лука для охоты. Ещё студенты исторической специальности и школьники-энтузиасты изучают во время участия в Ботайской археологической экспедиции древние артефакты, которые изготавливались фактически из тех материалов, которые окружали древнего человека: кости животных, растения, ветки деревьев, каменные породы, глина и песок.
Если вы хотите получить разнообразные знания по выживанию в условиях дикой среды, романтики у костра, приключений под открытым небом, мы приглашаем всех энтузиастов поучаствовать в летней экспедиции на археологическом памятнике Ботай.
Куаныш АБИЛЬМАЛИКОВ,
магистр исторических наук
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».