Маленькие секреты большого ремесла

Выпуск - №22(418)   :   27.05.2020
151

Основной целью профориентационной работы является формирование и развитие интереса к трудовой деятельности, познавательной активности и инициативы, достичь которую можно и через кружковую деятельность.

В 2016 году я организовала и возглавила в нашей школе кружок «Юный парикмахер». Первые два года его посещали ученики 7-9 классов, позднее присоединились ребята начального звена. 

Идея организовать парикмахерский кружок возникла из наблюдений за некоторыми воспитанницами. Есть дети, которые берутся за любое новое дело, которым интересно всё, у которых получается и которые хотят научиться. Вот с таких детей всё и началось. Показала, попробовала, заинтересовались, посыпались вопросы. И я задумалась: почему бы не взяться за такую работу всерьёз, тем более что как раз возникла необходимость в деятельности по профориентации.

Не всё получалось сразу. Вполне понятно что работать с детьми, имеющими отклонения в развитии, непросто, приходилось сталкиваться с определёнными трудностями, но интерес к новому виду деятельности стал огромным стимулом для ребят. Чтобы заинтересовать своих воспитанников, я начала с экскурсии в одну из парикмахерских города. Во время посещения салона ребята с восхищением наблюдали за оборудованием и оформлением интерьера, знакомились не только с различными видами парикмахерских услуг (стрижка, причёска, покраска волос), то есть за работой мастеров, но и смогли задать им вопросы. В ходе занятий я сумела убедить своих кружковцев в необходимости изучать профессию парикмахера, которая в будущем может стать хорошим и стабильным источником дохода. И, забегая немного вперёд, хочу сказать, что в этом я не ошиблась, так и случилось у моих воспитанниц.

Первые два года работа основывалась на заинтересованности ребят и моём энтузиазме, любви к профессии. Но впоследствии, видя наши результаты и стремление детей освоить интересное для них дело, администрация школы откликнулась на просьбу открыть новый учебный кабинет с необходимым для занятий оборудованием. Конечно, школьный бюджет не позволял приобрести сразу всё необходимое, но многие сотрудники школы внесли свой посильный вклад в общее дело, за что мы с ребятами им очень благодарны. 

Столкнувшись с трудностью в подготовке старших детей к работе с ножницами – основным парикмахерском инструментом, я пришла к выводу, что необходимо начинать такую работу с детьми более раннего возраста. Следующим этапом работы стал набор детей в младшую группу кружка. Для них пришлось разработать новый план обучения, основа которого – развитие мелкой моторики. Рассматривая модели причёсок в журналах, мы придумывали и выкладывали на листе гречкой, заваркой, песком, причёски принцессам: Ариэль, Жасмин, Рапунцель и другим. Работали в технике «ниткография», делали папье-маше, учились резать ножницами мелкие детали для аппликации. В процессе занятий дети знакомились со свойствами предметов и материалов, сравнивали их, устанавливали существующие связи и отношения, планировали (конечно, с моей помощью) свою работу, что повышало их ответственность и серьёзность.

Взявшись за работу парикмахерского кружка, я с первых дней поняла, что программы по этой теме для детей с особыми образовательными потребностями не существует. И мне пришлось разработать её самой. А помогло мне в этом не только педагогическое образование, но и предыдущая работа в учебном центре в качестве преподавателя парикмахерского искусства. Курс программы начинается с элементарного, казалось бы с банального – мытья головы, ведь, честно говоря, не каждый взрослый знает, как правильно ухаживать за волосами.

Теперь уже могу поделиться успехами. Старшеклассники знают историю возникновения профессии, освоили способы укладки волос, плетения кос по схемам, знают формы лица и могут подбирать к ним наиболее подходящие причёски. Дети знакомы с аксессуарами, украшающими праздничный имидж, и даже со способами стрижек волос. Им с лёгкостью доверяются их близкие (родители, члены семьи). Прошло совсем немного времени, и мои повзрослевшие девочки и мальчики помогают младшим по утрам заплетаться в школу, вместе мы делаем причёски нашим участникам концертов и смотров, выпускницам. Как тут не радоваться? Впереди много задумок: показ новых моделей причёсок для старших и младших школьников, проведение мастер-класса в общеобразовательных школах и другие интересные идеи.

Совместная деятельность во внеурочное время способствует сближению детей, объединяет их и отлично поднимает настроение. Как руководитель кружка «Юный парикмахер», своей основной задачей считаю подготовку учеников специальной школой-интернатом к самостоятельной жизни. Хочется помочь каждому кружковцу после окончания школы занять своё место в обществе. Отслеживая дальнейший путь своих выпускников, я с удовлетворением узнала, что некоторые из них пользуются полученными навыками парикмахерского дела не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности.

Виктория ЩЕРБИНИНА,
воспитатель Лисаковской специальной школы-интерната для детей с особыми образовательными потребностями 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.