Ежегодно в Тогузакской общеобразовательной школе разрабатывается и утверждается план профориентационнной работы на учебный год, по нему в тесной взаимосвязи работают классные руководители, воспитатели, психолог, заместитель по воспитательной работе, учителя-предметники и заместитель директора по профильному обучению.
Профориентационная работа включает в себя несколько направлений: информационная деятельность, консультативно-диагностическая, активно-познавательная, контрольно-аналитическая. Немалая роль возложена на школьного психолога. Педагог-психолог проводит анкетирования учащихся по профессиональному выбору, «Определение типа будущей профессии», по методике Е.Климова, на выявление личностных склонностей (Холланд) среди учеников 9,11 классов, определяет профессиональные интересы, оказывает помощь в профессиональном самоопределении будущим выпускникам школы. Также проводятся психологические тренинги «Что может помочь в планировании моего будущего», «Тренинг жизненных целей», методика «Профиль» и многие другие.
Немаловажным звеном в сфере профориентации учащихся является работа с родителями, такими формами работы могут быть родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации с администрацией школы, классным руководителем и психологом школы, проведение тематических досугов, проектная деятельность, мастер-классы, фотовыставки и прочее.
С целью повышения социальной активности учащихся, формирования умения понимать общественные процессы, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, формулировать выводы, принимать самостоятельные рационально обоснованные решения реализуется проект «Один день на работе у родителей». На рабочих местах у родителей дети непосредственно узнают об особенностях их деятельности, пробуют себя в роли того или иного специалиста. В течение установленного срока ребята активно посещают место работы одного из своих родителей и знакомятся с его профессией, делают фото и видео. Дома заполняют карты, составляют коллажи о проведённом дне.
Для учащихся выпускных классов по вопросам поступления в колледжи и вузы проводятся в соответствии с планом онлайн-форумы, онлайн и оффлайн профориентационные встречи с представителями образовательных организаций области (КРУ им. А.Байтурсынова, колледж «Зерек», Костанайский педагогический колледж, Казахстанский агротехнический колледж, филиал ЧелГУ, КИнЭУ им. М.Дулатова, Костанайский высший экономический колледж, Костанайский индустриально-педагогический колледж, Костанайский политехнический высший колледж и другие). Проводятся онлайн-конференции с департаментом пограничной службы комитета национальной безопасности РК, онлайн-выставки представленные 39 казахстанскими вузами.
С февраля 2023 года стартовал школьный проект «Час от профессионала». Установлено, что выбор профессии представляет для подростков сложный процесс, в котором существенное значение имеет уровень социальной зрелости личности. Согласно проекту, в школу приглашены профессионалы – мастера различной направленности: парикмахер, визажист, мастер ногтевого сервиса, повара для знакомства с профессией и отработкой практических навыков.
В каникулярный период учащимся предоставлена возможность отправиться на профориентационную экскурсию , побывать на предприятиях района. При организации экскурсий учитываются пожелания школьников и их родителей.
Изюминкой в работе школы является педагогический отряд «Дос», действующий с 2001 года. В педагогический отряд входят наиболее активные ученики, ориентированные на педагогические специальности. Основные направления работы педагогического отряда: формирование социально активной позиции учащихся в процессе непосредственного участия в социально-значимой деятельности, организация отдыха детей и подростков, учебно-методическая и издательская деятельность, а также участие педагогического отряда в реализации государственных программ в сфере патриотического, гражданско-правового и нравственного воспитания молодёжи.
Работая в отряде, школьники пробуют себя в профессиональной деятельности, отрабатывают навыки организационно-управленческой работы, социально-проектные навыки, получают возможность в реальной практической деятельности применить свои знания на практике. Основные виды деятельности педагогического отряда – это обучение членов формам и методам воспитательной работы в проведении традиционных педагогических мероприятий, проектная деятельность, организация каникулярного отдыха детей и подростков, а также профориентационная работа.
На протяжении многих лет досовцы являются организаторами всех школьных мероприятий, проводят акции, флешмобы, одной из действенных и эффективных форм работы педотряда является социальное проектирование, предполагающее коллективную творческую деятельность. Ребятами разработаны и реализованы такие проекты как «Лыжной трассе быть», «Дворовая площадка – лето радужных открытий», «Вдоль реки Тогузак».
В рамках празднования Дня учителя в школе традиционно проводится флешмоб «Мой первый урок», где будущие педагоги пробуют себя в роли учителя. Также досовцы стали участниками встречи с руководителем отдела образования Дильнарой Сапановой «Территория без взрослых». При сопровождении студентов-тьюторов кафедры педагогики ОмГПУ приняли участие в прокетировочной мастерской. Результатом работы стал разработанный проект праздника, посвящённый Международному дню защиты детей.
В стороне не остался и летний отдых. Во время каникул на дворовых площадках села и на пришкольной площадке вместе с педагогами ребята проводят игры, конкурсы, викторины и многое другое. Параллельно уже в течение двух лет на базе оздоровительного лагеря «Достык» проходит районный слет юных туристов-краеведов, где модераторами выступают школьники из отряда «Дос».
На сегодняшний день досовцы – активные участники областного проекта «Педагог в непрерывном образовании», автором которого является руководитель методического кабинета дошкольного и общего среднего образования управления образования Татьяна Набатникова. В рамках проекта досовцы стали участниками тренинга, проведённого тренером-менеджером ЦПМ г. Уральска, магистром педагогических наук Г.Есмагуловой. В ходе тренинга получили ответы на вопросы: какими навыками нужно обладать современному учителю? как стать в профессии лидером? как сформировать лидерские качества? Работа была продуктивной, эмоционально насыщенной, творчески разнообразной. Опыт участия в таком проекте позволяет самосовершенствоваться, развиваться в профессиональном плане и не только. Педагоги и ученики получили сертификаты об участии в данном тренинге, диалог поколений состоялся.
Первый областной слёт будущих педагогов в рамках областного проекта был организован именно Тогузакской общеобразовательной школой. Основная цель мероприятия – совершенствование маршрута профессионального становления и последующее развитие будущего педагога. В слёте приняли участие более ста учеников и педагогов Камыстинского, Ауликольского, Житикаринского, Узункольского, Карабалыкского районов. Ребята приняли участие в Workshop-площадках различной тематики: педагогичекий лабиринт «Лэпбук – интерактивный кейс», PR-кампания «От идеи до результата», хакатон «Твори добро», профориентационный вираж «Организация каникулярного отдыха детей или как правильно организовать поход», навигатор карьеры «Модель будущего педагога».
В начале года участники проекта посетили Костанай, где на базе НИШ прошло мероприятие «Гайд в педагогическую профессию», благодаря этой встрече ребята смогли погрузится в мир педагогики. Каникулы для участников областного проекта тоже проходят активно, так на весенних каникулах досовцы приняли участие в педагогическом кьюбинге «Командный поиск идей и решений через кейсы». Участники областного проекта из 15 школ с позитивным настроением включились в работу. В начале кьюбинга они познакомились с кейс-методом, а так же его отличительными особенностями, возможностями, структурой и содержанием. На втором этапе, уже в сессионных залах, проведена практическая работа под руководством модераторов – педагогов Тогузакской школы по решению кейс-задач на конкретных жизненных ситуациях. Изучив предложенную проблему, учащиеся обсудили план дальнейших действий, взвесив все за и против. Опираясь на критерии оценки выполнения кейса, каждый зал с достоинством защитил свои работы.
Педагогический отряд как модель – это открытая система, которая постоянно взаимодействует с районным Домом культуры, Домом детского творчества посёлка Карабалыка, с библиотекой и другими организациями, то есть с теми, кому не безразличны социальные проблемы общества. Для обеспечения информационной открытости школы созданы и ведутся на постоянной основе страницы в социальных сетях. Также у нас имеется свой YouTube-канал, позволяющий транслировать созданные проекты, видеоролики в сети, обеспечивая их массовый просмотр. В мероприятиях, организованных педагогическим отрядом, участвуют 100% школьников, так как они инновационные, всегда интересные и легко реализуемые.
Профориентация старшеклассников призвана помочь молодому человеку сделать правильный выбор будущей профессии, который позволит наиболее эффективно реализовать себя. Посредством профориентации формируются и развиваются навыки профессионального самоопределения, повышается мотивация к достижениям в профессиональной сфере и уверенность в себе. Как успешный итог профориентационной деятельности в нашей школе можно считать 100% трудоустройство наших выпускников.
Галина УСЕНКО,
замдиректора по профильному обучению Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.