Успешный итог – трудоустройство выпускников

Выпуск - №17(565)   :   04.05.2023
641

Ежегодно в Тогузакской общеобразовательной школе разрабатывается и утверждается план профориентационнной работы на учебный год, по нему в тесной взаимосвязи работают классные руководители, воспитатели, психолог, заместитель по воспитательной работе, учителя-предметники и заместитель директора по профильному обучению. 

Профориентационная работа включает в себя несколько направлений: информационная деятельность, консультативно-диагностическая, активно-познавательная, контрольно-аналитическая. Немалая роль возложена на школьного психолога. Педагог-психолог проводит анкетирования учащихся по профессиональному выбору, «Определение типа будущей профессии», по методике Е.Климова, на выявление личностных склонностей (Холланд) среди учеников 9,11 классов, определяет профессиональные интересы, оказывает помощь в профессиональном самоопределении будущим выпускникам школы. Также проводятся психологические тренинги «Что может помочь в планировании моего будущего», «Тренинг жизненных целей», методика «Профиль» и многие другие. 

Немаловажным звеном в сфере профориентации учащихся является работа с родителями, такими формами работы могут быть родительские собрания, индивидуальные встречи и консультации с администрацией школы, классным руководителем и психологом школы, проведение тематических досугов, проектная деятельность, мастер-классы, фотовыставки и прочее. 

С целью повышения социальной активности учащихся, формирования умения понимать общественные процессы, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, критически мыслить, формулировать выводы, принимать самостоятельные рационально обоснованные решения реализуется проект «Один день на работе у родителей». На рабочих местах у родителей дети непосредственно узнают об особенностях их деятельности, пробуют себя в роли того или иного специалиста. В течение установленного срока ребята активно посещают место работы одного из своих родителей и знакомятся с его профессией, делают фото и видео. Дома заполняют карты, составляют коллажи о проведённом дне. 

Для учащихся выпускных классов по вопросам поступления в колледжи и вузы проводятся в соответствии с планом онлайн-форумы, онлайн и оффлайн профориентационные встречи с представителями образовательных организаций области (КРУ им. А.Байтурсынова, колледж «Зерек», Костанайский педагогический колледж, Казахстанский агротехнический колледж, филиал ЧелГУ, КИнЭУ им. М.Дулатова, Костанайский высший экономический колледж, Костанайский индустриально-педагогический колледж, Костанайский политехнический высший колледж и другие). Проводятся онлайн-конференции с департаментом пограничной службы комитета национальной безопасности РК, онлайн-выставки представленные 39 казахстанскими вузами.

С февраля 2023 года стартовал школьный проект «Час от профессионала». Установлено, что выбор профессии представляет для подростков сложный процесс, в котором существенное значение имеет уровень социальной зрелости личности. Согласно проекту, в школу приглашены профессионалы – мастера различной направленности: парикмахер, визажист, мастер ногтевого сервиса, повара для знакомства с профессией и отработкой практических навыков. 

В каникулярный период учащимся предоставлена возможность отправиться на профориентационную экскурсию , побывать на предприятиях района. При организации экскурсий учитываются пожелания школьников и их родителей.

Изюминкой в работе школы является педагогический отряд «Дос», действующий с 2001 года. В педагогический отряд входят наиболее активные ученики, ориентированные на педагогические специальности. Основные направления работы педагогического отряда: формирование социально активной позиции учащихся в процессе непосредственного участия в социально-значимой деятельности, организация отдыха детей и подростков, учебно-методическая и издательская деятельность, а также участие педагогического отряда в реализации государственных программ в сфере патриотического, гражданско-правового и нравственного воспитания молодёжи. 

Работая в отряде, школьники пробуют себя в профессиональной деятельности, отрабатывают навыки организационно-управленческой работы, социально-проектные навыки, получают возможность в реальной практической деятельности применить свои знания на практике. Основные виды деятельности педагогического отряда – это обучение членов формам и методам воспитательной работы в проведении традиционных педагогических мероприятий, проектная деятельность, организация каникулярного отдыха детей и подростков, а также профориентационная работа.

На протяжении многих лет досовцы являются организаторами всех школьных мероприятий, проводят акции, флешмобы, одной из действенных и эффективных форм работы педотряда является социальное проектирование, предполагающее коллективную творческую деятельность. Ребятами разработаны и реализованы такие проекты как «Лыжной трассе быть», «Дворовая площадка – лето радужных открытий», «Вдоль реки Тогузак».

В рамках празднования Дня учителя в школе традиционно проводится флешмоб «Мой первый урок», где будущие педагоги пробуют себя в роли учителя. Также досовцы стали участниками встречи с руководителем отдела образования Дильнарой Сапановой «Территория без взрослых». При сопровождении студентов-тьюторов кафедры педагогики ОмГПУ приняли участие в прокетировочной мастерской. Результатом работы стал разработанный проект праздника, посвящённый Международному дню защиты детей.

В стороне не остался и летний отдых. Во время каникул на дворовых площадках села и на пришкольной площадке вместе с педагогами ребята проводят игры, конкурсы, викторины и многое другое. Параллельно уже в течение двух лет на базе оздоровительного лагеря «Достык» проходит районный слет юных туристов-краеведов, где модераторами выступают школьники из отряда «Дос». 

На сегодняшний день досовцы – активные участники областного проекта «Педагог в непрерывном образовании», автором которого является руководитель методического кабинета дошкольного и общего среднего образования управления образования Татьяна Набатникова. В рамках проекта досовцы стали участниками тренинга, проведённого тренером-менеджером ЦПМ г. Уральска, магистром педагогических наук Г.Есмагуловой. В ходе тренинга получили ответы на вопросы: какими навыками нужно обладать современному учителю? как стать в профессии лидером? как сформировать лидерские качества? Работа была продуктивной, эмоционально насыщенной, творчески разнообразной. Опыт участия в таком проекте позволяет самосовершенствоваться, развиваться в профессиональном плане и не только. Педагоги и ученики получили сертификаты об участии в данном тренинге, диалог поколений состоялся.

Первый областной слёт будущих педагогов в рамках областного проекта был организован именно Тогузакской общеобразовательной школой. Основная цель мероприятия – совершенствование маршрута профессионального становления и последующее развитие будущего педагога. В слёте приняли участие более ста учеников и педагогов Камыстинского, Ауликольского, Житикаринского, Узункольского, Карабалыкского районов. Ребята приняли участие в Workshop-площадках различной тематики: педагогичекий лабиринт «Лэпбук – интерактивный кейс», PR-кампания «От идеи до результата», хакатон «Твори добро», профориентационный вираж «Организация каникулярного отдыха детей или как правильно организовать поход», навигатор карьеры «Модель будущего педагога». 

В начале года участники проекта посетили Костанай, где на базе НИШ прошло мероприятие «Гайд в педагогическую профессию», благодаря этой встрече ребята смогли погрузится в мир педагогики. Каникулы для участников областного проекта тоже проходят активно, так на весенних каникулах досовцы приняли участие в педагогическом кьюбинге «Командный поиск идей и решений через кейсы». Участники областного проекта из 15 школ с позитивным настроением включились в работу. В начале кьюбинга они познакомились с кейс-методом, а так же его отличительными особенностями, возможностями, структурой и содержанием. На втором этапе, уже в сессионных залах, проведена практическая работа под руководством модераторов – педагогов Тогузакской школы по решению кейс-задач на конкретных жизненных ситуациях. Изучив предложенную проблему, учащиеся обсудили план дальнейших действий, взвесив все за и против. Опираясь на критерии оценки выполнения кейса, каждый зал с достоинством защитил свои работы.

Педагогический отряд как модель – это открытая система, которая постоянно взаимодействует с районным Домом культуры, Домом детского творчества посёлка Карабалыка, с библиотекой и другими организациями, то есть с теми, кому не безразличны социальные проблемы общества. Для обеспечения информационной открытости школы созданы и ведутся на постоянной основе страницы в социальных сетях. Также у нас имеется свой YouTube-канал, позволяющий транслировать созданные проекты, видеоролики в сети, обеспечивая их массовый просмотр. В мероприятиях, организованных педагогическим отрядом, участвуют 100% школьников, так как они инновационные, всегда интересные и легко реализуемые.  

Профориентация старшеклассников призвана помочь молодому человеку сделать правильный выбор будущей профессии, который позволит наиболее эффективно реализовать себя. Посредством профориентации формируются и развиваются навыки профессионального самоопределения, повышается мотивация к достижениям в профессиональной сфере и уверенность в себе. Как успешный итог профориентационной деятельности в нашей школе можно считать 100% трудоустройство наших выпускников. 

Галина УСЕНКО, 
замдиректора по профильному обучению Тогузакской ОШ, Карабалыкский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.