Успешность профессионального самоопределения каждого выпускника общеобразовательной школы является одной из важнейших составляющих казахстанского образования.
Ошибка в выборе профессии отразится как на человеке, так и на всём обществе. Всем известен такой фактор: правильный выбор профессии в несколько раз повышает производительность труда. Помочь будущему выпускнику правильно решить проблему своего профессионального выбора призвана профориентация.
Профессиональная ориентация – это оказание помощи школьникам в выборе профессии, наиболее отвечающей его индивидуальным особенностям, склонностям и способностям. Методический центр информатизации и оценки качества образования управления образования акимата Костанайской области по поручению заместителя акима области организовал сотрудничество с ведущими вузами Казахстана в области медицины, машиностроения и IT. Для реализации данного поручения появилась необходимость узнать мнение самих будущих выпускников о выборе двух профильных предметов при сдаче ЕНТ, исходя из специальности, которой они планируют обучаться.
Информация по выбору профильных предметов выпускниками общеобразовательных школ из регионов области показала, что из 4148 будущих выпускников планируют связать свое будущее с медициной 426 человек, с техническими специальностями – 640 выпускников. Опираясь на вышеуказанные цифры, были достигнуты договорённости по проведению онлайн-семинаров, посвящённых профориентационной работе с НАО «Медицинский университет Караганды», НАО «Медицинский университет Астаны», Казахским национальным медицинским университетом имени Асфендиярова. Для оказания профориентационной поддержки выпускникам школ области, поступающих на технические и IT-специальности отозвались Казахско-Британский технический университет, КАЗНИТУ им. К.Сатпаева, Алматинский университет энергетики и связи им. Г.Даукеева, Карагандинский технический университет им. А.Сагинова и Костанайский региональный университет им. А.Байтұрсынұлы. Онлайн-семинары проводились на платформе ZOOM, Webex, TIMS по заранее утверждённым графикам с марта по апрель текущего года.
С целью профессионального самоопределения и сопоставления состояния собственных потребностей, целей и способностей с требованиями будущей профессии, устранения несоответствия (проблемности) между объективными требованиями выбранной профессии и своим реальным состоянием как субъекта профессионального самоопределения для выпускников была организована офлайн-встреча. Во Дворце школьников «IQostanay» 300 учащихся 11 классов общеобразовательных школ городов Костаная и Тобыла могли пообщаться с представителями Казахского национального исследовательского технического университета им. К.Сатпаева, Алматинского университета энергетики и связи им. Г.Даукеева и Костанайского регионального университета им. А.Байтұрсынұлы. 16 апреля встречи по профориентации с охватом более 200 учащихся 11 классов общеобразовательных школ были продолжены в Лисаковске и Рудном.
Представителями каждого университета были даны консультации по образовательным программам, о сферах и объектах профессиональной деятельности выпускников, озвучили особенности приёма и обучения, проживания в общежитии.
Уважаемые выпускники, вы стоите перед выбором своего будущего. Поиски себя в профессии – длительный процесс. Пусть ваш выбор будет удачным! А мы со своей стороны напоминаем на что следует обратить внимание при выборе вуза.
* Наличие интересующей вас программы обучения.
* Процент выпускников, работающих по полученной профессии.
* Государственная аккредитация.
* Количество бюджетных мест.
* Наличие общежития.
* Преподавательский состав.
* Стипендия.
* Наличие международных программ.
Желаем смело браться за дело и делать его с максимальной отдачей. В любимой профессии обязательно найдёте своё призвание!
Гульнара ДИЛЬДИБЕКОВА,
методист Методического центра информатизации
и оценки качества образования УО АКО
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.