Одна из важнейших задач общеобразовательной школы – дать выпускнику полноценное разностороннее общее образование, подготовить его к осознанному жизненному и профессиональному самоопределению.
На профессиональное самоопределение влияет множество факторов: семья, бытовое общение, средства массовой информации воздействуют не меньше, чем специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школах, вузах и колледжах, производственных организациях.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в учебно-воспитательный процесс. Следовательно, профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Эффективная профориентационная работа начинается со ступени начальной школы. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.
С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловыми, профориентационными, психологическими. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя деятельности. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о возможных специальностях, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.
10-11 классы – это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в школе. Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждению и возможным корректировкам дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.
Формы профориентационной работы в школе. Информационная работа: включает сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, информацию о системе учебных заведений. Оформлен информационный стенд по профориентации. Действует кабинет по профориентации, совмещённый с кабинетом технологии. В кабинете оформлен стенд «В мире профессий», здесь же находится раздаточный материал и аудиодиски об учебных заведениях области и республики. Совместное изучение интернет-ресурсов, посвящённых выбору профессий. Например, такими ресурсами могут быть «Атлас новых профессий».
Сотрудничество с вузами. На протяжении нескольких лет коллектив школы активно сотрудничает с представителями КРУ им. А.Байтурсынова, КИнЭУ им. М.Дулатова, КСТУ им. З.Алдамжара, ЧелГУ и профессиональными и учебными заведениями города. Каждый год заключается меморандум о сотрудничестве «Школа и вузы». Также проходят встречи с интересными людьми разных профессий, представителями вузов Казахстана и предприятий-работодателей. Участие в конкурсах. Каждый год наши ученики участвуют в различных конкурсах в проекте «Мир профессий» (2 и 3 место). На городском этапе областного заочного этапа республиканского форума «Открываем мир профессий» – 1 и 2 место. Классные часы. Накоплен огромный опыт проведения классных часов начиная с 1 класса по теме «Мир профессий», «Много профессий хороших и разных», «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших родителей, бабушек и дедушек», «Кто я и что могу?», «Профессии нашего города», «Выбираем жизненный путь». Экскурсии на предприятия, в вузы. Важно, чтобы школьник попробовал себя в самых различных видах деятельности. Примером являются экскурсионные поездки учащихся на предприятия «Село Лесное», ТОО «Арасан», фабрику «Большевика», нас приглашают пограничная служба, спасательные отряды, службы полиции.
Психологическая поддержка подразумевает анкетирование учащихся, комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.). Школьным психологом вместе с учителями проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.
Работа с родителями включает индивидуальные беседы и консультации, лекции в вкладе родителей в выбор ребёнком профессии и получение соответствующего образования. Это и проведение классных и общешкольных родительских собраний, и анкетирование родителей, а также создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений или рассказать о своей профессии.
При наличии современных подходов корганизации профориентационной работы у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их вступление в профессиональный мир.
Карлыгаш ЕСЕНОВА,
замдиректора по профильному обучению ОШ №8, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.