В организациях технического и профессионального образования области профориентационная работа является важным направлением в структуре учебно-воспитательной деятельности и направлена на повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Главная задача профориентаторов – предоставление достоверной и подробной информации о специальностях, получаемых в колледжах, затрагивая все ступени образования. Поэтому в марте методическим кабинетом ТиПО управления образования акимата Костанайской области проведена декада профориентации с целью активизации деятельности педагогического и студенческого коллектива колледжей, привлечения абитуриентов, оказания помощи выпускникам школ в выборе будущей профессии в соответствии с потребностями рынка труда.
В рамках декады в организациях ТиПО были проведены профориентационный онлайн-десант, классные часы «Профессия, которую я выбрал», «Самая интересная профессия» (выступление с информацией на онлайн-классных часах по выбранной теме), челлендж «Моя профессия», выставки по специальностям, экскурсии на производство социальных партнёров или встречи в колледжах с передовиками производства, конкурс профориентационных роликов «Выбирай наш колледж!», дебаты «Моя будущая профессия – для души или для денег?», «Самые востребованные профессии», «Современный профориентационный центр: проблемы и преимущества». Профориентационными бригадами колледжей были разработаны памятки для учащихся 9-11 классов «Как выбрать профессию» и памятки для родителей «Как помочь ребёнку определиться с выбором профессии», которые были представлены на онлайн-классных часах и родительских онлайн-собраниях.
Помимо рекомендованных мероприятий плана декады некоторые колледжи провели ряд дополнительных мероприятий, инициированных их профориентаторами. Так, в библиотеке Житикаринского политехнического колледжа для студентов проведено открытие декады с обзором литературы, просмотром видеороликов о самых актуальных профессиях. Педагогом-психологом подготовлен видеоролик «Как помочь ребёнку определиться с выбором профессии» для просмотра на родительских собраниях в школах. В Костанайском сельскохозяйственном колледже прошёл «Фестиваль здоровья-2021», в Аулиекольском сельскохозяйственном – конкурс буклетов, в Костанайском строительном – конкурс фотоселфи «Моя профессия – мой выбор». Интересно и необычно в КСК проведена выставка специальностей, организованная в виде творческого проекта «Живая картина». Рудненский горно-технологический колледж организовал дни специальностей, Казахстанский агротехнический – мастер-классы «Юный электрик» и «Я кулинар», Рудненский политехнический – проект «Виртуальные экскурсии в специальность», турниры на кубок директора РПТК-2021 по дебатам казахской и русской лиги. Колледж предпринимательства КИнЭУ организовал для учащихся школ интеллектуальную игру «Лидер XXI века – Ең үздік оқушы», онлайн-викторину «Мы прокладываем дорогу», «Jeopardy – полиглот», профессиональные пробы «IT в нашем колледже». Костанайский педагогический и социально-технический колледжи в рамках декады провели профессиональные пробы, дни открытых дверей, онлайн-экскурсии, олимпиады.
Итоговым мероприятием стал областной конкурс «Лучший профориентатор» среди преподавателей организаций ТиПО. В конкурсе приняли участие педагоги из 12 колледжей региона. Конкурсантами были представлены коллаж «Селфи с профи», визитная карточка «Я профориентатор!» и презентована модель профориентационного центра. Жюри определило победителей и призёров конкурса, которые отмечены грамотами управления образования и ценными подарками.
Конкурс открыл новые грани и идеи для эффективной профориентационной работы и дал старт большой информационно-просветительской кампании, от которой зависит будущее каждого колледжа. Для учащихся школ правильный выбор профессии – это ответственный шаг, и эти мероприятия стали для многих открытием колледжа как будущего места учёбы.
Майра КАЖЕНОВА,
методист методического кабинета ТиПО управления образования акимата Костанайской области
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.