В организациях технического и профессионального образования области профориентационная работа является важным направлением в структуре учебно-воспитательной деятельности и направлена на повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Главная задача профориентаторов – предоставление достоверной и подробной информации о специальностях, получаемых в колледжах, затрагивая все ступени образования. Поэтому в марте методическим кабинетом ТиПО управления образования акимата Костанайской области проведена декада профориентации с целью активизации деятельности педагогического и студенческого коллектива колледжей, привлечения абитуриентов, оказания помощи выпускникам школ в выборе будущей профессии в соответствии с потребностями рынка труда.
В рамках декады в организациях ТиПО были проведены профориентационный онлайн-десант, классные часы «Профессия, которую я выбрал», «Самая интересная профессия» (выступление с информацией на онлайн-классных часах по выбранной теме), челлендж «Моя профессия», выставки по специальностям, экскурсии на производство социальных партнёров или встречи в колледжах с передовиками производства, конкурс профориентационных роликов «Выбирай наш колледж!», дебаты «Моя будущая профессия – для души или для денег?», «Самые востребованные профессии», «Современный профориентационный центр: проблемы и преимущества». Профориентационными бригадами колледжей были разработаны памятки для учащихся 9-11 классов «Как выбрать профессию» и памятки для родителей «Как помочь ребёнку определиться с выбором профессии», которые были представлены на онлайн-классных часах и родительских онлайн-собраниях.
Помимо рекомендованных мероприятий плана декады некоторые колледжи провели ряд дополнительных мероприятий, инициированных их профориентаторами. Так, в библиотеке Житикаринского политехнического колледжа для студентов проведено открытие декады с обзором литературы, просмотром видеороликов о самых актуальных профессиях. Педагогом-психологом подготовлен видеоролик «Как помочь ребёнку определиться с выбором профессии» для просмотра на родительских собраниях в школах. В Костанайском сельскохозяйственном колледже прошёл «Фестиваль здоровья-2021», в Аулиекольском сельскохозяйственном – конкурс буклетов, в Костанайском строительном – конкурс фотоселфи «Моя профессия – мой выбор». Интересно и необычно в КСК проведена выставка специальностей, организованная в виде творческого проекта «Живая картина». Рудненский горно-технологический колледж организовал дни специальностей, Казахстанский агротехнический – мастер-классы «Юный электрик» и «Я кулинар», Рудненский политехнический – проект «Виртуальные экскурсии в специальность», турниры на кубок директора РПТК-2021 по дебатам казахской и русской лиги. Колледж предпринимательства КИнЭУ организовал для учащихся школ интеллектуальную игру «Лидер XXI века – Ең үздік оқушы», онлайн-викторину «Мы прокладываем дорогу», «Jeopardy – полиглот», профессиональные пробы «IT в нашем колледже». Костанайский педагогический и социально-технический колледжи в рамках декады провели профессиональные пробы, дни открытых дверей, онлайн-экскурсии, олимпиады.
Итоговым мероприятием стал областной конкурс «Лучший профориентатор» среди преподавателей организаций ТиПО. В конкурсе приняли участие педагоги из 12 колледжей региона. Конкурсантами были представлены коллаж «Селфи с профи», визитная карточка «Я профориентатор!» и презентована модель профориентационного центра. Жюри определило победителей и призёров конкурса, которые отмечены грамотами управления образования и ценными подарками.
Конкурс открыл новые грани и идеи для эффективной профориентационной работы и дал старт большой информационно-просветительской кампании, от которой зависит будущее каждого колледжа. Для учащихся школ правильный выбор профессии – это ответственный шаг, и эти мероприятия стали для многих открытием колледжа как будущего места учёбы.
Майра КАЖЕНОВА,
методист методического кабинета ТиПО управления образования акимата Костанайской области
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.