Я понял, кем хочу стать, потому что мне дали попробовать

Выпуск - №39(687)   :   15.10.2025
146

image

Как показал опыт, всё больше детей, начиная с младшего школьного возраста, задумываются о своём будущем. Однако зачастую они делают это интуитивно, без системной поддержки. Задача педагогов не просто информировать, а сопровождать ребёнка в процессе осознанного выбора, опираясь на его личный интерес и способности.

Во Дворце развития и творчества детей и юношества профориентационная деятельность занимает важное место, поскольку именно здесь создаются условия для раннего знакомства учащихся с миром профессий, развития их интересов и формирования осознанного отношения к будущему профессиональному выбору. Ключевую роль в этой работе играет педагог, не только как наставник и организатор образовательного процесса, но и как проводник в мир профессионального самоопределения. От его методической подготовки, гибкости, умения выстраивать продуктивное взаимодействие с детьми зависит эффективность профориентационных практик в объединениях, кружках и секциях.

Во Дворце организована система методического сопровождения, позволяющая педагогам получать помощь как в проектировании содержания занятий, так и в реализации индивидуальных и групповых профориентационных маршрутов. Актуальные формы методической поддержки педагогов дополнительного образования для организации ими профориентационной работы в объединениях, кружках, секциях: консультативная и сопровождающая поддержка; обучение и повышение квалификации; дистанционные и электронные ресурсы; активные практики и обмен опытом; методические модели для профориентационной деятельности.

Whats-App-Image-2025-09-15-at-11-18-16

Формы профориентационной работы в рамках нашего учебно-воспитательного процесса имеют разные направления. Например, профориентационные блоки в объединениях: в художественно-эстетическом направлении – театр мод «Леди совершенство» (профессии дизайнера, швеи, парикмахера, визажиста, стилиста), вокальный кружок «Болашак», ИЗОстудия «Колорит», танцевальные коллективы; в техническом направлении – кружок «В мире ЛЕГО» (профессии инженера, конструктора), секция «Картинг» (техника, механика ), кружок «Роботех»; в спортивном направлении – профессия тренера; в социально-педагогическом направлении – профессия журналиста, фотокорреспондента.

IMG-0619

Дворец сотрудничает с колледжами города Рудного, в рамках сотрудничества наши воспитанники посещают мастер-классы, участвуют в профессиональных пробах и экскурсиях. В рамках проектной деятельности ребята разрабатывают мини-проекты, участвуют в конкурсах, таких как республиканский форум «Открываем мир профессий». В этом году воспитанники кружка «Юнкор-2019» заняли 3 место в городском этапе форума, представив на конкурс документальный фильм о профессии тренера.

Каждый год наши выпускники участвуют в фестивале «Мир профессий» и ярмарке вакансий, посещают «Карьерные мастерские», где дети и родители встречаются с представителями разных профессий.

Для ребёнка профориентация – это не только выбор профессии. Это, прежде всего, поиск себя, ответы на простые, но важные вопросы: кто я? что мне интересно? в чём я силён? где я могу быть полезным? Для младших – это игра и примерка ролей. Для подростков – поиск ответов через деятельность, ошибки, успехи. Важно, чтобы ребёнок не боялся выбирать, пробовать и менять. Наша задача – создать среду свободы и поддержки, где он научится осознанно принимать решения.

IMG-0632

Родители – важные партнёры в профориентации. Мы активно вовлекаем их через мастер-классы и тренинги, карьерные встречи, где родители делятся опытом своей профессии, родительские собрания с профориентационной тематикой,          анкетирование и консультации. Такое сотрудничество создаёт единое поле поддержки. Наиболее успешно в этом направлении работают педагоги дополнительного образования Валерий Субач – руководитель секции «Картинг», Любовь Бандурина – руководитель студии танца «Шпигель».

Результатом успешной профориентационной деятельности ДРиТДиЮ можно считать то, что два наших выпускника работают здесь педагогами: это выпускница народного цирка «Надежда» Айгулим Сеилханова, выпускник секции «Атлет» Вячеслав Матушкин. Выпускники кружка «Юнкор-2019» ежегодно поступают в КРУ им. А.Байтурсынова на факультет журналистики. Несколько поколений наших картингистов работают в ССГПО водителями, механиками, слесарями-ремонтниками, занимают руководящие посты в данной отрасли. В челябинской команде картингистов механиком работает Денис Григорьев, в московской – Иван Рыбалко.  

Отдельно можно отметить профориентационную деятельность педагогов Галины и Ольги Шах – это мама и дочь, которые почти 20 лет руководят уникальным театром мод «Леди совершенство». Безусловно, за такой длительный срок не один десяток воспитанниц стали профессионалами бьюти-индустрии и моды.

Можно сказать, что профориентация – это не выбор одной профессии на всю жизнь, а формирование у ребёнка навыка понимать себя, осознанно делать выбор и быть готовым к изменениям. Во Дворце развития и творчества мы не диктуем, кем быть. Мы создаём пространство, в котором ребёнок может увидеть себя в будущем и поверить в свои возможности.


Светлана КОЛОКОЛКИНА,
замдиректора по УВР Дворца развития и творчества детей и юношества, г. Рудный

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».