Игра, позволяющая мечтать. Развиваем навыки и адаптируем возможности

Выпуск - №30-31(627-628)   :   15.08.2024
446

image

Костанайская команда

В последние годы всё больше внимания уделяется инклюзивным практикам, направленным на поддержку особенных детей. Одним из наиболее интересных направлений в этой области является бочча – игра, которая сочетает в себе элементы спорта и терапии.

Бочча, являющаяся паралимпийским видом спорта, отлично подходит для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это игра, в которой участники бросают мячи к цели, стараясь как можно ближе расположить свои мячи к заданному объекту. Она требует от игроков точности, стратегии и командной работы, что делает её отличным инструментом для развития различных навыков у детей.
Важным фактором является то, что в процессе игры дети осваивают координацию движений, баланс и стратегическое мышление. Работа с мячами бочча способствует развитию моторики, что особенно актуально для детей с двигательными нарушениями.
В 2022 году фонд «Мир равных возможностей» и «Самрук-Казына Траст», реализуя социальный проект «Саламатты болашақ», открыли секцию бочча в г. Костанае. И с первых занятий игра полюбилась и детям, и их родителям. Игра бочча стала незаменимым инструментом и в классах для детей с ООП школы №14 г. Костаная.
Для успешной интеграции бочча как вида внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья я разработала дополнительную развивающую программу с методическими рекомендациями и набором игровых упражнений. Этот ресурс включает не только теоретические основы игры, но и практические рекомендации по её адаптации в зависимости от физических и психологических возможностей участников. Такой подход позволит учителям, тренерам и волонтёрам более уверенно работать с детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

2024

Победители детских Паралимпийских игр, Астана 2024


Программа в течение учебного года была апробирована в двух школах г. Костаная и трёх районах области. Результаты показывают, что бочча имеет множество преимуществ для детей с ООП. Во-первых, игра способствует развитию моторики и координации движений, что особенно важно для детей с задержкой психического развития. Во-вторых, что игра в бочча помогает детям с РАС улучшить концентрацию и внимание. Игроки учатся планировать свои действия, что позитивно сказывается на когнитивных навыках. Этот вид спорта не только развивает физические навыки, но и способствует социализации, улучшая коммуникативные способности и уверенность в себе. Одной из целью занятия бочча – создание инклюзивной среды, где каждый ребёнок может почувствовать себя частью команды и добиться успеха.
Неотъемлемой частью тренировок является групповая работа и поддержка, что помогает строить дружеские отношения между участниками, формируя атмосферу доверия и взаимопомощи. Игровой процесс формирует навыки общения и взаимодействия с окружающими, позволяя детям лучше социализироваться.
В процессе занятий мы провели ряд тестирований, чтобы оценить динамику развития детей. Результаты таковы. Моторные навыки: за год занятий 75% детей улучшили свои навыки броска и точности. Социальные навыки: более 60% участников начали лучше взаимодействовать с другими детьми, наметив новые дружеские связи. Когнитивные навыки: 70% детей показали прогресс в способности концентрироваться на задаче, что было подтверждено изменением в результатах теста на внимание.

image

Есть в области серебрянные призёры Кубка РК по бочча


Может показаться, что занятия физической активностью не имеют значения для детей с ООП, но мнения родителей и специалистов говорят об обратном. «Мой сын занимается бочча три года, игра много ему дала и исправила. Мы научились играть в команде, дружить. Начал рассуждать о тактике игры, как лучше бросить, как закрыть. Конечно, ещё не всё получается. Но у него большое желание заниматься и побеждать! Игра развивает мышление, логику, в то же время физически доступна. А главное – это общение, социализация. У детей, которые вынуждены большей частью просто сидеть дома из-за своих особенностей, теперь появились цели, смысл жизни, есть будущее. Да просто жить полноценной жизнью!» – восторженно говорит Татьяна Прибылова, мама Данилы Бовшиса.
«Мой сын через тренировки получает навыки правил игры, концентрацию внимания, развивает моторику рук, что позволяет добиться точности в броске мяча. Находясь в команде с другими игроками, сын учится взаимодействию, умению слушать тренера, судью. Для нас очень важно проводить соревнования, которые учат развитию духа соперничества – ставить цели и добиваться их, а также видеть ошибки, недоработки», – делится мнением мама Юрия Химичука Марина.
«За время посещения секции по игре бочча Ольга изменилась. Она стала более ответственной, поверила в себя, в то, что она не хуже других (до тренировок вера в себя хромала), научилась преодолевать страх. Тренировки и соревнования дают возможность социализироваться, учат тому, что есть команда, где берёшь ответственность не только за себя, но и за других, улучшилось логическое мышление, стала более терпеливой, сконцентрированной», – рассказывает о наблюдениях Валентина Кунцевич, мама особенного ребёнка.
«Бочча моего внука научила преодолевать страх, управлять своими эмоциями, радоваться за победы других спортсменов. А главное слушать и понимать тренера. Спорт сближает не только детей, но и нас с детьми», – считает Тамара Александровна, бабушка и опекун Саши Южикова.
Важным аспектом развития бочча как инклюзивной практики является обучение тренеров и волонтёров. Будучи тренером на курсах повышения учителей физической культуры, я провожу мастер-классы, лекции и семинары, которые помогут развить компетенции в работе с детьми с ООП, обеспечивая профессиональный подход и безопасность во время занятий. Подготовленные специалисты смогут лучше адаптировать игровые процессы под нужды каждого ребёнка, делая занятия более эффективными и комфортными.
К тому же бочча может рассматриваться не только как спортивное мероприятие, но и как социальная активность. Организация турниров и совместных игр с привлечением детей без ограничений по здоровью создаст атмосферу инклюзии и взаимопонимания. Опыт проведения такого турнира уже имеется. Это взаимодействие способствует снятию барьеров и стигматизации, формируя у детей с ООП уверенность в себе и понимание того, что они могут быть частью общества.
Вот к каким выводам мы пришли. Бочча становится не просто игрой, а важным этапом в жизни, который открывает новые горизонты и возможности для каждого воспитанника, предлагая им шансы на активную и полноценную жизнь. Участие в соревнованиях не только развивает командный дух, но и способствует социальной адаптации детей с ООП, помогая им проявлять свои способности и находить единомышленников.
Бочча – это мощный инструмент для развития детей с ограниченными возможностями. Она демонстрирует, как инклюзивные практики могут изменить жизнь особенных детей к лучшему.
Ждём новых спортсменов с НОДА на наши тренировки. Давайте откроем двери для игр, координат и дружбы, позволяя детям стать частью удивительного мира бочча!

Валентина ИСМУРЗИНА,
учитель физической культуры ОСШ №14,
тренер по бочча, г. Костанай

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.