В Костанайской области в рамках проекта «Саламатты болашақ» общественным фондом «Мир равных возможностей» открыта адаптивная спортивная секция по паралимпийскому виду спорта бочча для детей и молодёжи с инвалидностью.
На сегодняшний день это один из самых быстро развивающихся видов спорта для людей с ограниченными возможностями. Бочча уникальна тем, что это не травмоопасный вид спорта, в него могут играть люди с тяжёлыми формами поражения центральной нервной системы. Игра требует точности, собранности и концентрации, способствует тактическому мышлению, развивает ловкость, точность, выносливость, координацию движений. В 1984 г. бочча стала паралимпийским видом спорта. В летних Паралимпийских играх в Пекине в соревнованиях по бочча принимали участие 88 спортсменов из 19 стран. В настоящее время более 50 стран имеют свои региональные или национальные программы по развитию бочча.
В Костанае дети и молодые люди с особенностями развития впервые познакомились с игрой бочча в прошлом году, когда был реализован проект ОФ «Радуга». Поэтому определённые наработки уже есть, и есть ребята, которые освоили этот вид спорта. Именно они и пришли на открытие секции по бочча, для которой предоставлен спортивный зал в Региональном центре физической культуры и детско-юношеского туризма. Руководитель центра Куаныш Бимурзин пояснил, что секция будет работать два раза в неделю и все желающие могут в неё записаться.
Руководитель ОФ «Мир равных возможностей» Нургуль Ульжекова специально приехала из Астаны, чтобы открыть в Костанае новую секцию. Наш город стал 21 в Казахстане, где реализуется этот проект.
- Я мама ребёнка с ДЦП. И ещё в 2016 году я открыла общественный фонд, чтобы помогать нашим особенным детям развиваться через спорт, социализироваться, раскрывать свои способности. В 2018 году мы запустили социальный проект «Саламатты болашақ» при поддержке генерального спонсора «Samruk-Kazyna Trust» по открытию бесплатных адаптивных спортивных секций для детей и молодёжи с инвалидностью. Сначала работа шла в Астане, затем, убедившись, что такие секции имеют большое значение и очень востребованы, спонсором было выделено финансирование на размещение этого проекта в других городах Казахстана. Есть города, где мы открываем секции по пяти-шести видам спорта. В Костанае пока только по бочча. Изначально, бочче – это старинная итальянская игра с мячом, сродни боулингу. Но затем она была адаптирована для людей с ограниченными возможностями, получила название бочча и вошла в список Паралимпийских игр. Для развития этого вида спорта мы создали Федерацию бочча, провели первый республиканский чемпионат, победители которого вошли в национальную сборную. А в наши спортивные секции мы вовлекаем всех желающих, которые могут заниматься бесплатно. Фонд оплачивает работу тренеров, которых мы обучаем. Костанайский тренер Валентина Исмурзина сама вышла на нас, так как она уже занималась с детьми и имеет опыт. И, конечно, мы с готовностью начали сотрудничество. Хочу отметить, что в секцию по бочча могут приходить дети и молодые люди с различными нарушениями здоровья, как с ментальными, так и опорно-двигательными. Приходят ребята с онкологическими заболеваниями, с сахарным диабетом, то есть те, кому обычные виды спорта противопоказаны. Региональный центр физической культуры и детско-юношеского туризма выделил для занятий секции помещение безвозмездно, что очень радует. Эта поддержка крайне ценна для всех нас. И отмечу, что такие секции могут открываться в любых спортивных организациях, в организациях дополнительного образования, которые готовы пойти на встречу. С нами сотрудничают и предприниматели, предоставляя бесплатно бассейны, площадки для игр. Всё зависит от социальной активности региона.
Управление образования Костанайской области в поддержку благих начинаний заключило меморандум о сотрудничестве с общественным фондом «Мир равных возможностей». А затем тренер Валентина Исмурзина провела пробную игру с первыми участниками секции по бочча.
Марина Химичук – мама-опекун Юрия Химичука и координатор семейной группы «Айналайн» по Special Olympics уже знакома с игрой. Марина Васильевна рассказывает:
- Юра занимался бочча в рамках проекта ОФ «Радуга», и этот вид спорта ему очень понравился. Был большой интерес, большая польза, он с нетерпением ждал новых занятий. И когда проект завершился, мы очень надеялись, что эта игра к нам ещё вернётся. К счастью, так и произошло. Мы радостью увидели, что наш тренер и директор костанайского филиала «Special Olympics» Валентина Исмурзина включила Юру в группу по бочча, а значит полюбившиеся игры будут продолжаться. Огромное спасибо за эту возможность общественному фонду «Мир равных возможностей» и управлению образования Костанайской области, поддержавшему такую замечательную инициативу. Единственное, что немного огорчает: в проекте возрастное ограничение до 30 лет, а моему сыну уже 29. Практически все подобные проекты направлены на детей и молодёжь, а те ребята, кто постарше, остаются как бы «вне игры». Хочется расширить рамки социальных инициатив, направленных на поддержку наших особенных детей, ведь физическое развитие, коммуникации в сообществе по интересам важны в любом возрасте.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».