Современная учительская деятельность поистине «валидольная»: большое напряжение, кроме уроков – всевозможные бумаги, отчёты, обычные и электронные журналы, подготовка к конкурсам, олимпиадам, семинарам, причём всё и везде надо успевать.
Поэтому, если выпадает возможность, учителя с удовольствием меняют деятельность, находят время для занятий спортом, отлично понимая, что любая двигательная активность снимает стрессы педагогического труда, в последнее время переполненного новыми бумажными хлопотами, и служит хорошим подспорьем для сохранения физической формы и бодрости духа. Следует сказать огромное спасибо организаторам учительской спартакиады – отделу образования г. Рудного и горкому профсоюза работников образования за возрождение соревнований среди учителей после ограничительных мер, связанных с карантином, за то, что удалось придать «второе дыхание» забытым видам спорта, за прекрасную возможность пообщаться на спортивной площадке. В программу спартакиады педагогических работников Рудного включены в этом учебном году несколько видов спорта: соревнования по национальным видам спорта тогызкумалаку, асык ату «Бес табан», волейболу.
Так, на базе общеобразовательной школы №15 прошли городские соревнования среди учителей города по тогызкумалаку и асык ату, посвящённые 30-летию независимости Республики Казахстан. В лично-командных соревнованиях по интеллектуальной игре тогызкумалак принимали участие десять команд, в каждой – один мужчина и одна женщина. Выступления мужчин и женщин оценивались отдельно. По словам главного судьи соревнований по тогызкумалаку Гульмиры Ерубаевой, около 30 процентов участников имеют очень приличный уровень подготовки, постоянно выступают в городских и областных турнирах. Сама Гульмира Ерубаева является главным специалистом по этой игре в городе, хорошо знает ситуацию. Приятным открытием, по её мнению, стало выступление спортсменов школы №14, которые отлично показали себя как в личном, так и в командном зачёте, потеснив с пьедестала почёта признанных фаворитов. По итогам многочасовой борьбы 3 место среди женщин заняла Тогжан Досымова, учитель ОШ №14, на 2 месте Жазира Бисенгалиева (ОШ №15), победителем стала Макпал Рашева (ОШ №19). Среди мужчин 3 место занял Ерлан Килимбаев (ОШ №20), на 2 месте Жаслан Курмангалиев (ОШ №14), победителем стал Рауан Мнайдаров из школы-гимназии №7. В командном зачёте на 3 месте команда школы №13, вторыми стали представители школы №14, а победила команда школы-гимназии №7. Грамоты и ценные призы вручены организаторами соревнований – отделом образования г. Рудного и горкомом профсоюза работников образования.
Одновременно в спортивном зале этой же школы прошли соревнования среди учителей Рудного по национальной игре асык ату «Бес табан». От каждой школы для участия в этих своеобразных соревнованиях приглашался один мужчина. В итоге заявилось девять участников, которые были распределены в две подгруппы. По регламенту соревнований спортсмены по круговой системе выявляли сильнейших в своей подгруппе, затем победители подгрупп встречались между собой в стыковых играх и определяли чемпиона соревнований. Занявшие вторые места в подгруппах боролись соответственно за третье место городского турнира. По словам главного судьи соревнований Галинура Бектенова, в этой древней национальной игре главное меткость, участник должен за определённое время выбить из круга больше асыков, чем его оппонент. Сам Галинур Бектенов является главным тренером городской команды по этому увлекательному виду спорта, его воспитанники – мужская и женские команды становились призёрами и победителями областных и республиканских соревнований.
В результате напряжённой борьбы в подгруппах, а затем в стыковых поединках 3 место занял Акжол Еренгали, учитель школы-гимназии №7, на 2 месте Олжас Кожахметов (ОШ №15), а победителем соревнований, самым метким и ловким оказался Мурат Ходжамуратов, учитель школы №19. Грамоты и ценные призы стали наградами успешным спортсменам.
Следующие старты не заставили себя долго ждать: в период осенних каникул на базе спортивных залов школы-гимназии №10 и общеобразовательных школ №17 и №15 прошли увлекательные соревнования по волейболу. В этой игре помимо элементарного везения необходимо иметь навыки мягкого обращения с мячом, уметь подавать, отрабатывать на приёме, не говоря уже о командном взаимодействии, тактических хитросплетениях, продуманных атакующих действиях. По регламенту в каждой команде должно быть трое мужчин и трое женщин. Волейбольное гендерное равенство ставит в тупик многие коллективы новичков, но команды-лидеры прошедшего турнира своей прекрасной игрой дали исчерпывающие ответы на все вопросы: никакого дисбаланса, отличные слаженные составы, продуманные синхронные действия, девушки изящны, пластичны, своим задором, эмоциями, энергетикой постоянно подпитывают парней, последние более сдержанны, предельно рациональны в оборонительных действиях и максимально агрессивны в атаке.
По традиции, волейбольные соревнования педагогических работников открывали руководитель городского отдела образования Темурхан Жайлибаев и председатель профсоюза работников образования г. Рудного Амина Мурзатаева. По оценке главного судьи соревнований Игоря Толмачёва, значительно вырос уровень игры, прибавилось играющей молодёжи, расширилось количество участников. В прошедших соревнованиях участвовали 20 команд: почти двести спортсменов-педагогов плюс болельщики. Все коллективы были разбиты на четыре подгруппы по пять команд в каждой: предварительные игры проходили на площадках школ №15 и 17, а также гимназии №10. Финальные игры состоялись на базе гимназии №10. По итогам предварительных игр в подгруппах только команды-победительницы получали пропуск в полуфинал, поэтому игры в группах носили очень бескомпромиссный характер. Конечно, фавориты турнира были известны заранее, но всегда возможны неожиданные сюрпризы, приятные открытия, громкие сенсации.
В первой группе попробовали дать бой лидерам – коллективу школы №15 – волейболисты школы №14, но надолго их не хватило. В четвёртой группе победителями стали хозяева площадки – команда гимназии №10. Во второй и третьей группах лидеры – волейболисты школы №19 и гимназии №7 также прошли без потерь. Команды-лидеры подходили к каждой игре основательно, в матчах со слабыми соперниками старались экономить силы на решающие схватки, наблюдали за своими вероятными соперниками, изучали тактические построения, отрабатывали отдельные действия. Большинство же учительских команд пришли просто поучаствовать в соревнованиях, старались играть свободно, раскованно, получая удовольствие от игры, от наступивших «волейбольных каникул», от дружеского общения на спортивной площадке и возможности отключиться от школьных забот.
В итоге после напряжённых отборочных игр в подгруппах в первом полуфинале встретились команды школы №15 и школы №19, в принципиальном поединке сильнее оказались педагоги ОШ №19. Во втором полуфинале сошлись команды гимназий №7 и №10, в этом противостоянии убедительнее были педагоги «семёрки».
В матче за третье место играли коллективы школы №15 и гимназии №10, команда ОШ №15 одержала победу. В финальном поединке сошлись два сильнейших коллектива: укрепившая свой состав команда гимназии №7 и самобытная, техничная команда школы №19. Победу в жарком поединке одержали главные фавориты – педагоги гимназии №7, которым на сегодня нет равных на волейбольной площадке.
Победители и призёры соревнований получили ценные призы, грамоты и медали. Церемонию награждения проводил руководитель отдела образования Темурхан Жайлибаев, который поздравил всех участников и предложил расширить программу спартакиады новыми видами спорта. Спартакиада педагогов набирает обороты, после новогодних праздников пройдут соревнования по новым видам спорта, весной, возможно, по мини-футболу, а завершится спортивный сезон педагогов в мае легкоатлетическими забегами. Как известно, лучший отдых – это смена деятельности, и хорошо, что у рудненских учителей есть возможность на время сменить свой напряжённый школьный труд на занятия физической культурой и спортом.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель ОШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.