Давайте почитаем!

Выпуск - №32-33 (529-530)   :   24.08.2022
786

Детская литература – весьма широкое понятие. Оно включает в себя сказки, повести, рассказы и стихи для детей разного возраста.

Значение книг для ребёнка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребёнка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно родители читают ребёнку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов.

Читать нужно вместе с ребёнком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребёнок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребёнка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребёнок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребёнка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребёнку лучше узнать родной язык, развивает фантазию.

Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребёнка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребёнок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдётся для них время.

Чтобы ребёнок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение даёт такую возможность.

Когда родители читают то, что интересно ребёнку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребёнка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди – родители).

Книга влияет на нравственные идеалы ребёнка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребёнка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребёнок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребёнка.

Через книгу ребёнок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется совместным обсуждением: кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребёнку можно рассматривать как показатель благополучной семьи, в таких семьях низкий уровень насилия и семейной дисгармонии.

Мир детства невозможно представить без сказки. Часто в сказках встречаются пословицы и поговорки, смысл которых не всегда понятен для дошкольников, и его непременно нужно объяснить. Пословицы и поговорки – сокровища народной речи и народной мудрости: они полны ярких образов, нередко построенных на оригинальных созвучиях и рифмах. Это явление не только языка, но и искусства, соприкосновение с которым очень важно для детей. В них сконцентрирован, обобщен опыт поколений, заложено культурное наследие народа. 

Взрослые должны помнить, что книга притягивает ребёнка прежде всего оформлением. Её внешний вид должен быть завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект, книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.

Ольга ЕДРЕСОВА,
воспитатель я/с №14, г. Костанай

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».