Ясли-сад №54 г. Костаная входит в сеть «Зелёный детский сад» и выступает в качестве экспериментальной площадки, где педагоги реализуют проект экологического воспитания «Геопоиск: тайны природы. Экологический геокешинг».
В рамках инновационной экспериментальной площадки в нашем яслях-саду развернулся настоящий огород прямо на подоконнике. Маленькие садоводы с энтузиазмом взялись за лопатки и лейки, чтобы вырастить свежую зелень и овощи в своей группе.
«Экологический геокешинг» – это уникальный проект, который объединяет в себе элементы геокешинга, экологического образования и практической деятельности. Дети словно настоящие исследователи получают задания, связанные с поиском информации об окружающем мире, решением экологических задач и, конечно же, выращиванием растений.
Посадка огорода на подоконнике стала одним из этапов проекта. Под чутким руководством воспитателей ребята узнали о различных видах растений, о том, что им необходимо для роста и развития, а также о важности бережного отношения к природе. Мы хотим, чтобы дети не просто знали о том, что такое экология, но и понимали, как они сами могут внести свой вклад в сохранение окружающей среды. Выращивая свой собственный огород, они учатся ответственности, терпению и заботе о зелёном и живом мире.
Когда за окном ещё было холодно, у нас уже зеленели лук, укроп, петрушка, помидоры. Самое интересное было, когда стали появляться первые всходы, такие нежные, мягкие, непохожие друг на друга. Наш огород всегда находится в доступности для детей, чтобы в любое время можно было наблюдать и ухаживать за растениями.
В процессе работы и наблюдения за огородом на окне у детей формируется интерес к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях. Дети получили представление о том, как их надо поливать, сажать, выращивать, расширили представление о труде взрослых. Вместе с ребятами мы подготовили почву, семена и лотки. Прочитали много литературы о выращивании рассады. Организовали и провели занятия «Огород на окне». Ребята предшкольных групп проводили опыт «Какая земля», где закрепили знания о свойствах почвы, выяснили, что вода и свет жизненно необходимы для роста растений. Также дети с воспитателем завели дневник наблюдения за ростом овощей.
Родители тоже участвовали в эстетическом оформлении огорода. Также был разработан дидактический комплект: развивающие альбомы «Как ухаживать за растениями», «Что необходимо для роста», альбом загадок, картотека игр, пальчиковый театр «Забавные овощи», дыхательные вертушки. Совместно с детьми изготовили лэпбук: условия роста, необходимые инструменты, развитие растения, игры «Фруктовые заплатки», «Один-много», «Сортируем овощи и фрукты», загадки.
Проведена большая работа: опытно-исследовательская деятельность по познавательному развитию «Огород на окне», по рисованию «Что растёт в моем огороде», лепке «Весенний огород», аппликации «Витамины на столе», по математике «Составь задачу». Проводили беседы «Весенний огород», составляли рассказы по серии картин «Весенние работы на селе», «Зачем нужна рассада?», «Зачем люди высаживают овощи», «Лук – от семи недуг», «Пять полезных овощей». Проводили опыты с семенами, знакомили детей с парником. А куда же без анализа и обобщения результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей? В родительском уголке поместили информацию «О пользе овощей», консультации «Огород для детей – развиваемся и учимся», «Уроки труда на грядке». Для родителей была подготовлена папка-передвижка «Огород на подоконнике дома».
Огород на подоконнике в предшкольных группах получился ярким и полифункциональным. Ребята с удовольствием принимали участие в посильном для них труде: подготовке почвы для будущих растений, поливе и рыхлении, вели наблюдения за ростом посаженных растений, делая зарисовки в дневниках наблюдений «От семени до росточка и плода». Это позволяет детям понять, как растёт и развивается растительный мир. Кроме того, выращивание растений на подоконнике помогает детям понять, откуда берутся фрукты и овощи, которые мы едим ежедневно.
Огород на подоконнике – это лишь маленький шаг на пути к большому экологическому сознанию. Но именно такие проекты как «Экологический геокешинг» помогают воспитывать в детях любовь к природе, ответственность за будущее нашей планеты и умение видеть красоту в самых простых вещах.
Елена ЗАЙЦЕВА,
Светлана КОНСТАНТИНОВА,
воспитатели я/с №54, г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.