Детский сад – дружественный социум

Выпуск - №13 (460)   :   02.04.2021
258

Моё погружение в образовательный курс Натальи Гришаевой «Реализация технологии эффективной социализации» началось с информационного письма на почте детского сада. Привлекла цель: овладение педагогами дошкольных учреждений образования приёмами по формированию и развитию актуальных компетенций XXI века (сотрудничество (коллаборация), коммуникация, критическое мышление и креативное мышление). 

После анализа проблем социализации детей дошкольного возраста в России, сделанного Натальей Петровной, я попробовала проанализировать эти же проблемы на современном этапе казахстанского образования. Понятно, что наши воспитанники  растут и развиваются в иных социокультурных условиях, чем, например, наши родители. Мы наблюдаем некую отстранённость родителей от процесса воспитания, ссылаясь на постоянную занятость на работе. Дети, как правило, предоставлены сами себе. А если ребёнок в семье воспитывается один, то это также негативно сказывается на социализации. Одна из проблем – отсутствие возможности общения с детьми во время «дворовой» прогулки. Свой отпечаток наложила и пандемия коронавируса. Наш городок небольшой, но при этом родители, испытывая страх за безопасность детей, минимизируют их контакты со сверстниками. По нашим наблюдениям, малая доля детей старшего дошкольного возраста гуляют во дворе без сопровождения взрослых, самостоятельно, без участия взрослых решают конфликты, ходят в гости к друзьям.
Исчезло детское игровое сообщество. В решении проблемы социализации детей могла бы помочь сюжетно-ролевая игра, но и здесь серьёзная проблема – уход в сторону вариативных компонентов,  организованной учебной деятельности. И как итог: ребёнок шести лет не готов к школьному обучению и сотрудничеству с одноклассниками. Вот почему основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение, а, возможно даже, возрождение условий, в которых ребёнок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных исследовательских задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности. Где он экспериментирует, фантазирует, обсуждает, учится выстраивать отношения с людьми, сопереживать и находить своё место в коллективе, чувствует заботу о себе и пытается заботиться о других.
Изучая  палитру технологий социализации Натальи Гришаевой, включающую «Клубный час», «Круг рефлексии», «Ситуации месяца», «Заключительный праздник по ситуации месяца», «Проблемно педагогические ситуации», «Дети-волонтёры», «Социальные акции», «Волшебный телефон» и «Развивающее общение»,  я испытываю чувство профессионального удовлетворения.  На душе становится комфортно от мысли, что социализировать детей можно доступным и качественным путём, не забегая вперёд, не утяжеляя педагогический процесс современными трендами. При этом с помощью данных технологий на качественном уровне можно осуществлять работу по перспективному планированию на основе «сквозных» тем.
Большой отклик у меня нашла педагогическая технология «Клубный час», которая, действительно, не требует длительной и сложной переподготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. При этом мы можем легко и просто развивать у воспитанников модель «4К» (коммуникабельность, критическое мышление, командность, креатив).  Уже на первых этапах подготовительной работы педагоги могут сплотить детей и родителей, проинформировав их и предоставив возможность самостоятельно провести, например, тренинг или мастер-класс. В орбиту Клубного часа могут быть вовлечены различные темы, знакомые детям или расширяющие горизонты их сознания. 
Что мы сможем развить у ребёнка с помощью данной технологии? Я думаю, что ответственность и самостоятельность, умение наладить отношения между детьми различного возраста, умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты. А что даст эта технология при её длительном и качественном использовании? Какие перспективы нам будут открыты? Будет ли деятельность по запуску технологии своеобразным лифтом в деятельности детского сада? Я убеждена, что при грамотном подходе  дошкольной организации гарантировано повышение рейтинга, улучшение эмоционально-психологического микроклимата между взрослыми и детьми, повышение уровня активности родителей, возможность диссеминации опыта работы на различных уровнях профессионального развития. Воспитанники, включённые в технологию, будут иметь развитые социальные навыки, высокий уровень развития познавательных способностей и эмоционального интеллекта. Дети пойдут в школу уверенные, позитивно мыслящие, настроенные на бесконфликтное сотрудничество.
Безусловно, технология эффективной социализации должна привлечь внимание родительского сообщества, увлечь их в мир детства, создать коллектив единомышленников – воспитателей и родителей. При грамотном подходе, я надеюсь, у родителей воспитанников возникнет интерес к жизни ребёнка в дошкольной организации, его внутреннему миру. Совместная деятельность позволит раскрыть мамам и папам собственные творческие способности.
Передо мной, методистом дошкольной организации, стоит много вопросов: как «вкусно» донести до педагогов идеи Натальи Петровны и её коллег, какие инструменты использовать, чтобы мотивировать дошкольных специалистов на включение технологии в педагогический процесс, какие слова найти для родителей. Навыки XXI века – это социальные навыки. Современные дети учатся проживать в реальном и виртуальном мире. Как это совместить? Необходим баланс знаний и социальных навыков. К нему мы и будем стремиться.

Елена БРИТВИНА, 
методист д/с «Улыбка, г. Лисаковск


 

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.