Одним из важных принципов эффективности инклюзивного образования являются взаимодополняющие партнёрские отношения между родителями воспитанников, педагогами, медицинским персоналом детского сада.
Обеспечение равных стартовых условий для подготовки детей к школе нельзя оставлять без внимания, а проблема развития детей с ограниченными возможностями носит безотлагательный характер. Если дети находятся в изоляции от своих сверстников, они лишены возможности общаться. Лев Выготский писал, какое отрицательное воздействие изоляция оказывает на людей с недостатками или инвалидностью. Он сделал вывод, что создание особой среды, где ребёнок оторван от среды своих друзей, создаёт, по сути дела, вторую инвалидность, причина которой – само общество.
Для таких детей должна быть предусмотрена другая форма обучения. Более эффективная – интегрированная, где могли бы общаться здоровые дети и их сверстники с различными проблемами здоровья. Ясли-сад «Мұрагер» на протяжении семи лет работает в данном направлении. Мы создаём среду, в которой дети с ограниченными возможностями познают мир. Педагогическим коллективом создана учебно-методическая база для этих ребят: авторская программа «Ақ жүрек» (система коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями), методическое пособие для организации работы с детьми с особыми потребностями, программа «Батыр» (психофизическое воспитание дошкольника), методическое пособие «Ней-технология как система успешного психофизического развития дошкольника». В 2020 году я/с «Мұрагер» занял 1 место в городском конкурсе «Лучшая инклюзивная организация образования».
Инклюзивному образованию, где дети с ограниченными возможностями в развитии имеют равную возможность получить признание на основе своих достоинств и вне зависимости от когнитивных, физических, социальных и эмоциональных проблем, пока сложно утвердиться. Инклюзив, интеграция будет являться формальной, если не будет методически подкреплена, ведь современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным, творчески мыслящим.
Дети с ограниченными возможностями наиболее уязвимы, они в большей степени подвержены насилию и не имеют доступа к образованию, к услугам здравоохранения. 1000 детей с ограниченными возможностями живут в государственных учреждениях, не имея возможности для должного развития. Мы твёрдо убеждены, что в обществе должно быть место для всех детей, это не просто единственный правильный путь, это естественное право каждого ребёнка жить в справедливом и свободном от дискриминации мире, имея равные права и равные возможности.
Ксения КУЗИНА,
методист,
Нина ПАПЕРТНАЯ,
инструктор по физической культуре я/с «Мұрагер», г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.