Детский сад открыт для всех

Выпуск - №43(540)   :   03.11.2022
307

Одним из важных принципов эффективности инклюзивного образования являются взаимодополняющие партнёрские отношения между родителями воспитанников, педагогами, медицинским персоналом детского сада. 

Обеспечение равных стартовых условий для подготовки детей к школе нельзя оставлять без внимания, а проблема развития детей с ограниченными возможностями носит безотлагательный характер. Если дети находятся в изоляции от своих сверстников, они лишены возможности общаться. Лев Выготский писал, какое отрицательное воздействие изоляция оказывает на людей с недостатками или инвалидностью. Он сделал вывод, что создание особой среды, где ребёнок оторван от среды своих друзей, создаёт, по сути дела, вторую инвалидность, причина которой – само общество.

Для таких детей должна быть предусмотрена другая форма обучения. Более эффективная – интегрированная, где могли бы общаться здоровые дети и их сверстники с различными проблемами здоровья. Ясли-сад «Мұрагер» на протяжении семи лет работает в данном направлении. Мы создаём среду, в которой дети с ограниченными возможностями познают мир. Педагогическим коллективом создана учебно-методическая база для этих ребят: авторская программа «Ақ жүрек» (система коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями), методическое пособие для организации работы с детьми с особыми потребностями, программа «Батыр» (психофизическое воспитание дошкольника), методическое пособие «Ней-технология как система успешного психофизического развития дошкольника». В 2020 году я/с «Мұрагер» занял 1 место в городском конкурсе «Лучшая инклюзивная организация образования». 

Инклюзивному образованию, где дети с ограниченными возможностями в развитии имеют равную возможность получить признание на основе своих достоинств и вне зависимости от когнитивных, физических, социальных и эмоциональных проблем, пока сложно утвердиться. Инклюзив, интеграция будет являться формальной, если не будет методически подкреплена, ведь современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным, творчески мыслящим. 

Дети с ограниченными возможностями наиболее уязвимы, они в большей степени подвержены насилию и не имеют доступа к образованию, к услугам здравоохранения. 1000 детей с ограниченными возможностями живут в государственных учреждениях, не имея возможности для должного развития. Мы твёрдо убеждены, что в обществе должно быть место для всех детей, это не просто единственный правильный путь, это естественное право каждого ребёнка жить в справедливом и свободном от дискриминации мире, имея равные права и равные возможности. 


 

Ксения КУЗИНА,
методист,
Нина ПАПЕРТНАЯ,
инструктор по физической культуре я/с «Мұрагер», г. Лисаковск 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.