Дежурные группы: настрой работы оптимистический!

Выпуск - №31-32 (427-428)   :   22.08.2020
216

Дошкольные организации области встречают воспитанников в формате дежурных групп. Это решение принято с целью создания оптимальных условий для организованного начала нового учебного года в детских садах.

Требования к организации работы дежурных групп прописаны в «Методических рекомендациях по организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях и группах предшкольной подготовки», поэтому мы не будем заострять на этом внимание. Лучше поговорим об организации интересной и насыщенной жизнедеятельности всех участников педагогического процесса.

Оптимистичный настрой работы – то, что сейчас необходимо. У воспитателей, которые работают в дежурных группах, большой объём задач, ведь пришедшие ребята – разного возраста, с разными характерами. Каждому нужен индивидуальный подход и внимание и, параллельно, регулярное соблюдение мер защиты и профилактики. 
Если вашу дежурную группу посещают дети двух возрастов, то мы рекомендуем вам разделить воспитанников на две основные подгруппы по возрастам: первая подгруппа – наиболее самостоятельные дети, по-настоящему помощники воспитателя, привлекаются для помощи в организации пространства для деятельности, организации младших детей. Вторая подгруппа – младшие дошкольники – менеео самостоятельные в быту, нуждающиеся в помощи или руководстве, наиболее конфликтная группа (по развитию психики) в межличностном общении (уже не маленькие, но еще и не большие), пока только учатся договариваться и проявлять самостоятельность.

Ведущая деятельность разновозрастной группы – игровая. Организуя совместную работу, ориентируйтесь на численность каждой подгруппы: подгрупповые формы работы с более многочисленной подгруппой, с остальными – индивидуальная работа или самостоятельная работа под ненавязчивым контролем взрослого. 
Можно использовать организацию ступенчатой (блочной) совместной деятельности (кроме развлечений). Первый блок – начальный, длительность не более 10 минут, задействованы все подгруппы; второй блок – дифференцированная деятельность, длительность не более 10 минут, дети младшего дошкольного возраста могут продолжать деятельность со старшими (в зависимости от вида занятий), но лучше их перевести на самостоятельное выполнение задания (творческая деятельность); третий блок – дифференцированная деятельность, длительность не более 10 минут, дети старшего дошкольного возраста переводятся на самостоятельное выполнение задания (творческая деятельность) с возможностью оказать при необходимости индивидуальную помощь старшим.

Занятия (по плану) не проводятся, но необходимо планировать совместную деятельность на каждый день, так как воспитание – непрерывный процесс, и дети устают при нарушении привычной организации их жизни в группе. Совместная деятельность может быть творческой, познавательно-речевой, двигательной.



Организация двигательной активности – ежедневно, фронтальные формы организации: в зале или в группе – в зависимости от возможностей детского сада, так как требуется привлечение персонала по уборке всех помещений, где бывают дети. Организация ежедневной творческой деятельности – подгрупповые формы или самостоятельная детская деятельность с учётом возможностей ребят подгруппы: если задание будет сложным и требовать постоянной помощи взрослого, то он не сможет в это время организовать работу с подгруппой старших детей. Музыкальное воспитание осуществляется в процессе организации всех режимных моментов: слушание и пение может сопровождать игровую или конструкторскую, творческую деятельность, также пение может осуществляться при подготовке к прогулке (если не мешает процессу), танцевальные упражнения можно включать в гимнастику, при специальной организации двигательной активности, устраивать мини-развлечения в ходе дня. Познавательная и коммуникативная деятельность – в основном, проектная, экспериментальная, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Необходимо с воспитанниками дежурных групп повторять правила безопасного поведения, сотрудничества, уборки игрушек и др. Чёткое соблюдение этапов организации детей, режима. Следует обратить внимание на грамотное распределение детей по зонам активности, что связано с организацией необходимых воспитателю центров: с одной стороны, ограничивается выбор ребёнка, с другой стороны, он приучается к самоорганизации, соподчинению своих личных интересов с интересами других. Задача воспитателя – заинтересовать ребёнка теми развивающими центрами, работа которых не помешает совместной деятельности в подгруппах.

Администрации дошкольных учреждений необходимо организовать распределение обязанностей между сотрудниками (при задействовании помощников воспитателя) с учётом необходимости выполнения прямых обязанностей и дополнительных в условиях профилактики инфекционных заболеваний.
Жизнь в детсаду при организации дежурной группы немного меняет привычный детям ритм, но не останавливается! Она должна быть по-прежнему интересной детям, вызывать удовлетворение от прошедшего дня и общения, мотивировать на следующее посещение.



Шолпан СИГАЕВА,
директор 
Ольга ШАЛЫГИНА,
воспитатель я/с «Улыбка», г. Лисаковск

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.