Для чего экспериментирование в детском саду

Выпуск - №31-32 (427-428)   :   22.08.2020
100

Дети дошкольного возраста очень любопытны и любознательны. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить всё новое – это развитие личности.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность как процесс усвоения знаний, умений, навыков. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. 
В процессе детского экспериментирования дети учатся: анализировать объект или явление; видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; делать выводы и т. д. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.  

Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами занятий и, в первую очередь, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. В итоге у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном. 

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
 

Анара АБИШЕВА,
воспитатель я/с «Айналайын», Камыстинский район 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.