Театрализованная деятельность в детском саду – это способ раскрытия творческого потенциала ребёнка и его развития. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой образ персонажа, у них развивается воображение, мышление, фантазия.
Театральная деятельность может представлять собой: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
Этот вид творческих занятий носит коллективный характер, тем самым помогает раскрепощению ребёнка, вовлекая его в общую работу, создаёт условия для социализации воспитанника. Выступления в качестве актёра позволяют ребёнку обрести уверенность в себе, раскрыть свои способности, повысить самооценку.
Самое важное, что театральная деятельность близка и понятна каждому ребёнку, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Даже рассказывая о проведённом времени дома, о родителях, друзьях, практически каждый ребёнок становится артистом, он подражает голосу мамы или папы, пародирует взрослых, изображает домашних животных. Театр в детском саду позволяет эти артистические проявления ребят использовать ярко и разнообразно.
Правильно организованные занятия театральной деятельностью помогают и детям зажатым, стеснительным выразить себя, способствуют проявлению любознательности, настойчивости, целеустремлённости, проявлению эмоций. Работа над постановкой детского спектакля, инсценировкой сказки вовлекает всех ребят: кто-то становится актёром, кто-то ведущим, кто-то поёт, кто-то озвучивает сюжет: изображает шум ветра или топот лошадки… У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций в театральной деятельности, помогает ребёнку продемонстрировать свои разнообразные умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, освоить пластику движений. Дети становятся более общительными, учатся формулировать свои мысли и излагать их публично, познавать окружающий мир.
Для занятий театральной деятельностью огромное значение имеет организация пространства. Здесь всё имеет значение: цвет, мебель, разнообразие игрушек, масок, наличие места для самостоятельных игр ребят. В нашем саду создана замечательная зона для постановок детских мини-спектаклей. Есть декорации, костюмы, маски, которые помогают ребятам перевоплощаться в персонажей, погрузиться в атмосферу сказки, почувствовать себя настоящими актёрами. И ребята с удовольствием участвуют в инсценировках, проявляют инициативу в подборе ролей, предлагают свои идеи. Это очень ценно, поскольку в творчестве главным является свобода самовыражения. Для ребёнка важно не просто выполнить указания воспитателя, а стать соучастником, соавтором постановки, ощутить свою значимость.
Помимо прочего, театр – одно из универсальных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии. Каждая сказка или детское стихотворение, рассказ, который мы инсценируем, имеет нравственную
направленность, говорит о доброте, смелости, дружбе, взаимопомощи и т.д. И в процессе театрализации ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь доброе и светлое.
Правила, которых мы придерживаемся в театрализованной деятельности
* Индивидуальность. Ребёнок действует от имени своего героя, привнося в персонаж свою личность. Он имеет право сыграть по-своему, не так, как это делал другой участник постановки. Он может добавлять в образ свои эмоциональные краски, своё видение этого персонажа.
* Всеобщее участие. В постановке, театральной игре участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то дети могут «оживить» деревья, кусты, избушку, придать им определённый характер, помогать или мешать героям сказки, добавлять выразительности сюжету.
* Свобода выбора. У ребёнка должна быть возможность сыграть все роли, которые он хочет, для этого инсценировка повторяется не раз и не два.
* Вопросы о роли. После знакомства со сказкой и перед её проигрыванием с детьми обсуждается каждая роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чём мечтает? Что он хочет сказать?
* Обратная связь. После проигрывания сказки проходит её обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Наталья МАЛАХАТКА,
воспитатель я/с «Карлыгаш», п. Алтынсарино, Камыстинский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.