Младший дошкольник еще столь неопытен, что при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Поэтому с первых дней посещения детского сада, знакомя ребят с групповыми помещениями, территорией, объясняем много раз, что безопасно, а что – нет.
Для этого используем многочисленные приёмы: рассматривание иллюстраций и видеоматериала, создание игровых ситуаций, ролевые и дидактические игры и упражнения, наблюдения и художественное слово: (стихи, потешки, приговорки, короткие сказки). В различных видах деятельности детей, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для закрепления навыков отдаём предпочтение созданию игровых ситуаций и обязательно разъяснительные беседы.
Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях, навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучаем их правилам поведения в среде групповой комнаты. Да и за воротами детсада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш всё равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведения при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока ещё они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением. Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Обучение правилам дорожного движения – это жизненная необходимость. Поэтому формируем первичные представления о машинах, улице, дороге, представления детей о транспорте, о важности специальных машин. Знакомим с ПДД: обучаем различать тротуары и проезжую часть, понимать значение сигналов светофора, пешеходных переходов, объясняем, что нельзя играть на дороге.
Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, работа должна быть систематической. И ещё одно важное требование: детям мало получить только теоретические знания, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаём игровые проблемные ситуации. При этом главными приёмами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение целесообразным действиям.
Заботясь о здоровье ребёнка, с одной стороны, необходимо удовлетворять его интерес к окружающему миру, объяснять, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показать, как они работают, учить ими пользоваться, а с другой – делать максимально безопасной окружающую его среду.
Гульмира КАЗГУРТОВА,
Ольга ЗЕМБА,
воспитатели я/с №9, г. Костанай
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».