Играем и правила безопасности изучаем

Выпуск - №10(607)   :   15.03.2024
512

Младший дошкольник еще столь неопытен, что при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Поэтому с первых дней посещения детского сада, знакомя ребят с групповыми помещениями, территорией, объясняем много раз, что безопасно, а что – нет.

image

Для этого используем многочисленные приёмы: рассматривание иллюстраций и видеоматериала, создание игровых ситуаций, ролевые и дидактические игры и упражнения, наблюдения и художественное слово: (стихи, потешки, приговорки, короткие сказки). В различных видах деятельности детей, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для закрепления навыков отдаём предпочтение созданию игровых ситуаций и обязательно разъяснительные беседы.
Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях, навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучаем их правилам поведения в среде групповой комнаты. Да и за воротами детсада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш всё равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведения при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока ещё они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением. Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Обучение правилам дорожного движения – это жизненная необходимость. Поэтому формируем первичные представления о машинах, улице, дороге, представления детей о транспорте, о важности специальных машин. Знакомим с ПДД: обучаем различать тротуары и проезжую часть, понимать значение сигналов светофора, пешеходных переходов, объясняем, что нельзя играть на дороге.
Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, работа должна быть систематической. И ещё одно важное требование: детям мало получить только теоретические знания, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаём игровые проблемные ситуации. При этом главными приёмами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение целесообразным действиям.
Заботясь о здоровье ребёнка, с одной стороны, необходимо удовлетворять его интерес к окружающему миру, объяснять, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показать, как они работают, учить ими пользоваться, а с другой – делать максимально безопасной окружающую его среду.

Гульмира КАЗГУРТОВА,
Ольга ЗЕМБА,
воспитатели я/с №9, г. Костанай

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.