Младший дошкольник еще столь неопытен, что при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред своему здоровью. Поэтому с первых дней посещения детского сада, знакомя ребят с групповыми помещениями, территорией, объясняем много раз, что безопасно, а что – нет.
Для этого используем многочисленные приёмы: рассматривание иллюстраций и видеоматериала, создание игровых ситуаций, ролевые и дидактические игры и упражнения, наблюдения и художественное слово: (стихи, потешки, приговорки, короткие сказки). В различных видах деятельности детей, направляя их поведение, прививаем полезные навыки, учим адекватно воспринимать окружающий мир. Для закрепления навыков отдаём предпочтение созданию игровых ситуаций и обязательно разъяснительные беседы.
Случаи детского травматизма побуждают к систематической работе с малышами для выработки в их сознании стереотипов безопасного поведения в различных ситуациях, навыков пользования предметами и вещами. Для того чтобы не лишать детей права на самостоятельные действия, обучаем их правилам поведения в среде групповой комнаты. Да и за воротами детсада воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш всё равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по знакомству детей с пожароопасными предметами? Быть может не стоит забивать голову детям правилами поведения при контактах с незнакомыми людьми? Ведь пока ещё они не ходят самостоятельно по улице, не остаются одни дома и всегда находятся под вашим наблюдением. Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным. Обучение правилам дорожного движения – это жизненная необходимость. Поэтому формируем первичные представления о машинах, улице, дороге, представления детей о транспорте, о важности специальных машин. Знакомим с ПДД: обучаем различать тротуары и проезжую часть, понимать значение сигналов светофора, пешеходных переходов, объясняем, что нельзя играть на дороге.
Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице, на природе и дома – это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, работа должна быть систематической. И ещё одно важное требование: детям мало получить только теоретические знания, они должны применять их на практике, опираясь на примеры взрослого. Для формирования у детей навыков безопасного поведения создаём игровые проблемные ситуации. При этом главными приёмами формирования навыков безопасного поведения у малышей является тренировка и обучение целесообразным действиям.
Заботясь о здоровье ребёнка, с одной стороны, необходимо удовлетворять его интерес к окружающему миру, объяснять, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показать, как они работают, учить ими пользоваться, а с другой – делать максимально безопасной окружающую его среду.
Гульмира КАЗГУРТОВА,
Ольга ЗЕМБА,
воспитатели я/с №9, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.