Искусство как терапия

Выпуск - №21(6188)   :   27.05.2024
428

Whats-App-Image-2024-01-17-at-08-42-40-1

Арт-терапия или терапия искусством является – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
Эффективность применения искусства в контексте развития или коррекции определённых способностей детей, основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Арт-терапия в настоящее время используется как самостоятельная форма терапии и как приложение к видам коррекционной работы. В дошкольном возрасте, арт-терапия предоставляет ребёнку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребёнка способом. Погружаясь в проблему, ребёнок, как правило, неосознанно избавляется от неё в процессе творческой деятельности.

Whats-App-Image-2024-01-17-at-08-42-41


Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Создаваемые ребёнком продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими. Арт-терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Обзор литературы по арт-терапии свидетельствует о том, что это сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.
В арт-терапии много подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия и др. В нашем исследовании основным методом арт-терапии выступала изо-деятельность. Рисование – это творческий акт, позволяющий ребёнку развиваться эмоционально, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, научиться быть самим собой, выражать мечты и надежды. Неоспорим тот факт, что гармоничная и свободная личность расположена к познанию, соответственно на базе арт-терапии можно сформировать и развить познавательную активность дошкольника.
Рисуночные методики очень информативны, они просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Именно этими особенностями диагностики обусловлено применение рисования как основного инструмента в нашем исследовании.
На основе применения рисуночных тестов удалось выявить трудности в развитии познавательной сферы у многих дошкольников и подобрать наиболее эффективные методы арт-терапии для коррекции таких нарушений. С целью развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, были разработаны методические рекомендации «Арт-терапия как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста». Они могут применяться на практике всеми педагогами ДО, так как прошли апробацию и доказали свою эффективность на практике.

Анастасия КАШИРИНА,
педагог-психолог я/с №51, г. Костанай

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.