Источник нравственного воспитания

Выпуск - №6(503)   :   10.02.2022
157

Великий русский педагог, писатель Константин Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело». 

Лучшим способом воспитания у детей нравственных чувств и мыслей всегда считалось вдумчивое чтение художественной литературы, основными темами которой являлись истина, доброта, любовь. Книга вводит детей в сложный мир человеческих чувств, отношений, мыслей и поступков. Она призвана в конкретных образах раскрыть перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания. 

Сегодня можно встретить не так уж много семей, где бытует традиция семейного чтения. Многие родители, к сожалению, не рассматривают детскую литературу как средство воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности. Однако воспитателем души подрастающего поколения может быть каждый, взявший в руки книгу. Приобщение детей к чтению способно духовно развить ребёнка, сблизить его с родными людьми. Общие переживания, формирование общих ценностей и литературного языка помогают найти и взрослому, и ребёнку единый источник человеческого опыта. 

В условиях своей группы мы оформили книжный уголок, где каждый ребёнок может выбрать понравившуюся ему книгу. Родители своими руками сделали красочные книжки-малышки в соответствии с возрастом детей. Прививая любовь к художественной литературе, мы выбираем произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании духовно-нравственных качество у детей: взаимопомощь, честность, справедливость, уважение к труду взрослых, ответственность за свои поступки, умение видеть добро и зло, любовь к родному краю, к родной природе. 

Следует обратить внимание, что дошкольники не всегда могут увидеть главное в содержании произведений. Поэтому обязательно проводим беседу о прочитанном, обсуждаем ситуации, заключающие в себе моральный смысл, чтобы у детей формировались умения оценивать поступки людей на примере литературного персонажа. Даже если герой поступил плохо, стараемся вызвать сочувствие к нему, поэтому предлагаем поставить себя на место героя, внести изменения в его поведение, разыгрываем с детьми ситуативные этюды. 

Важно, чтобы дети испытывали радость от прочитанного произведения, чтобы появилось желание слушать книгу, думать о ней, пересказывать, читать наизусть, чтобы общение с книгой стало жизненной потребностью. Ведь только читая ребёнок становится полноценно развитой личностью.

Ольга ПЕЧЁРКИНА,
Наталья ВЕРНАХАЕВА, 
воспитатели я/с №14, г. Костанай

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.