Как помочь детям полюбить детский сад

Выпуск - №№36 (483)   :   19.09.2021
115

Адаптация к условиям дошкольной организации – трудный период для детей, их родителей и педагогов. В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предметной среды, изменением распорядка дня и другими причинами. 

Какой будет адаптация в детском саду, зависит от родителей, воспитателей и самого ребёнка. Основными задачами воспитателей и их помощников в адаптационный период являются снятие эмоционального напряжения детей; установление положительных, эмоционально близких отношений с каждым ребёнком. Наилучшим средством решения этих задач являются игры и игровые методы взаимодействия с детьми.

Известно, что лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы в момент адаптации ребёнок находился в эмоционально повышенном состоянии, чаще смеялся. Для этого мы используем игры-забавы: мыльные пузыри, ловля солнечных зайчиков, заводные игрушки, дергунчики, музыкальные игрушки (колокольчики, барабаны, свистульки, трещотки). Малыши очень любят двигательные игрушки – каталки, тележки, машинки. Они хорошо отвлекают их от переживаний на некоторое время.

Доказано, что монотонные движения руками или сгибание кистей рук затормаживают отрицательные эмоции. Поэтому есть смысл предложить ребёнку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики («бусы»), колёсики от пирамидок, соединять детали крупного конструктора типа «Лего», играть резиновыми игрушками-пищалками. 

В период адаптации мы широко используем пальчиковые игры. Дети очень любят игры с пальчиками. Их забавляет, что пальчики могут превращаться то в человечков, то в животных, то в домик. Эти игры также помогают наладить контакт, близкие отношения с ребёнком.

Создать хорошие настроение, заинтересовать детей нам помогают игры-инсценировки, имитационные игры. В группу приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, герои мультфильмов. В их роли могут быть как взрослые, так и старшие дошкольники. Они могут принести какой-нибудь подарок, поиграть с детьми, развеселить, спеть песенку, разыграть какую-нибудь сценку. Хорошо использовать куклы бибабо, настольный, пальчиковый театр.

Маленькие дети сами любят «превращаться» в зайчиков, котят, цыплят. Поэтому мы используем имитационные игры «Зайка серенький», «Курочка и цыплята», «Прятки», игровые ситуации «Попрыгаем, как зайки», «Полетаем, как воробушки».

Сделать повседневные действия более разнообразными и привлекательными опять поможет игра. Только не «заигрывайте» режимные моменты. Не обязательно выполнять игровые действия. Можно просто «одушевлять» бытовые предметы, придумывать истории, применять потешки. Так, дети с большим удовольствием будут обедать, если вы расскажите им такую, например, историю: «Пока мы с вами гуляли, прибежали зайчики и принесли вкусные подарки – капусту и морковку. Где же подарки от зайчат? Да вот они, в щах! И капуста тут, и морковка. А как вкусно пахнут щи. Мы сейчас щи съедим и зайчат поблагодарим».

Знакомя малышей с окружающей средой, обучая навыкам самостоятельности, взрослый может рассказывать различные занимательные истории, например, о грязных ладошках, о водичке, которая течёт из речки и попадает в кран. Раздеваясь или одеваясь на прогулку, умываясь, дети могут «учить» этому куклу-неумейку.

Часто дети отказываются спать, ложиться в незнакомую кроватку, оставлять вещи «чужом шкафчике». Хорошо, если в кроватке его будет ждать игрушка, мишка или зайчик, которые никак не могут уснуть без Саши и Ани, а в шкафчике для одежды вдруг окажется маленькая машинка (самолёт, куколка), которая «проезжала мимо сегодня утром».  

Сделать режимные моменты интересными помогут народные потешки. Можно применять их в самых различных ситуациях. Ребёнок просыпается, встаёт, умывается. Воспитатель читает: «Водичка, водичка, умой моё личико...» или «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды», «Кран откройся, нос умойся». Во время завтрака: «Сорока-белобока», «Идёт коза рогатая». При расчесывании: «Расти коса до пояса». Хорошо подобранная, выразительно произнесённая потешка помогает воспитателю установить контакт с ребёнком. Обращение к устному народному творчеству, стихотворениям детских писателей должно быть постоянным в общении с малышами: шутки прибаутки, уговорушки, дразнилки, сказки.

Совместная игра – это та деятельность, которая сразу сближает ребёнка и взрослого. Дети двух лет ещё не испытывают потребности в общении со сверстниками (это придет позже, к трём годам). Мало того, дети, не имеющие опыта общения с другими детьми, могут испытывать к ним страх, чувство неприязни. Для большинства детей сверстник – весьма занятный объект, на котором красивая одежда, который делает что-то необычное. Заняться общими делами, вместе играть дети ещё не умеют. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику. Этим и нужно воспользоваться для обучения детей игре рядом, а потом и вместе, для сближения детей между собой.

Проведение игр в адаптационный период требует от взрослого чёткого выполнения следующих правил. Первое и самое важное правило – добровольное участие в игре. Если ребёнок противится, не идёт играть, не настаивайте. Заставляя, мы можем вызвать у малыша чувство протеста, негативизма. Напротив, увидев, как играют другие дети, увлёкшись, ребёнок сам включается в игру. Второе правило: взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает её важной и значимой для них. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Многократное повторение игр, которые являются необходимым условиям развивающего эффекта – это следующее правило. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать её содержание, лучше выполнять условия. И четвёртое правило: все игрушки, размещаемые в группе, должны быть доступны детям. Недоступность делает среду обитания враждебной ребятам. Исключение – игрушки, используемые в качестве сюрпризов (мыльные пузыри, зеркальца для пускания солнечных зайчиков, куклы «приходящие» в гости и др.). Такой материал не следует превращать в обычный. Хорошо, если он хранится в другом помещении и его приносят то Петрушка, то Карлсон, желающие поиграть с детьми.

От успешности деятельности педагога в адаптационный период зависит дальнейшая жизнь ребёнка не только в младшей группе, но и в старших группах детского сада. Это определяет, как он будет устанавливать контакты, взаимодействовать с людьми, будет ли он самостоятельным, уверенным в себе, или тревожным, безынициативным.

Наталья ФАРАФОНОВА,
воспитатель я/с №3, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.