Казахская музыкальная культура как условие творческого развития детей

19.09.2021
473

Одной из составляющих цели Типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения в Казахстане является воспитание патриотизма и толерантности, которое основывается на общей национальной идее «Мәңгілік ел». 

Нурсултан Назарбаев в Послании «Стратегия «Казахстан-2050» понятие «казахстанский патриотизм» во многом рассматривает как воспитание гражданственности и патриотизма, почитания народных традиций, изучения истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики. Поэтому перед педагогикой встаёт проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий. Здесь большое значение приобретает приобщению ребёнка к основам культуры.
Во многих странах мира отводится важная роль приобщению детей дошкольного возраста народному творчеству, к национальной культуре, к традициям. Это способствует формированию личности ребёнка, сохранению и укреплению национальной культуры. Учёные-педагоги Казахстана считают, что в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. С.Узакбаева пишет, что «дошкольный период в человеческой жизни считается самым пригодным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия реальности, культурной сферы очень красочны и сильны, и поэтому они прочно закрепляются в памяти, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма».
По словам Л.Добровольской, в традиционном казахском народном искусстве инструментальная музыка воплотила всю полноту философского миропонимания: место, занимаемое человеком в мире, его взаимоотношения с силами свыше, связь добра и зла. Всё это присуще такому специфическому национальному музыкальному жанру как кюй.
Анализ программ по музыкальному образованию дошкольников в Республике Казахстан показывает, что оно строится, в основном, на вокальном исполнительстве и восприятии произведений казахского народного творчества. В минимальном количестве в занятие включается импровизация на детских музыкальных инструментах, а знакомство с казахскими народными инструментами осуществляется посредством визуального восприятия и прослушивания музыкального произведения. 
Привлечь внимание детей к теме казахских народных инструментов можно посредством создания в окружении ребёнка богатой развивающей предметно-пространственной среды: предметы народного быта, национальные музыкальные инструменты, произведения изобразительного искусства, аутентичный видео- и аудиоматериал и т. д. 
К примеру, в музыкальном зале детского сада оформляется уголок, содержащий казахские народные инструменты (домбра, кобыз, шанкобыз, сабызгы, жетыген, шертер), картины и иллюстрации игры на данных музыкальных инструментах, портреты казахских народных композиторов (Курмангазы, Даулеткерей, Таттимбет, Муса Жаяу). Работа по приобщению дошкольников к казахской музыкальной культуре берёт своё начало со знакомства с историей возникновения национальных музыкальных инструментов. Дети знакомятся с мифами, легендами о происхождении инструмента, с их создателями. 
Древние традиционные казахские музыкальные инструменты имеют богатую звуковую палитру, способную озвучить детские фантазии. Например, с их помощью можно изобразить голоса различных птиц: кукушки, соловья, беркута, орла, журавля, а также разные погодные явления: завывание ветра, шум дождя, шелест степных трав, журчание резвых горных ручейков в предгорьях Алатау. Среда, которая содержит потенциал фольклора как формы концентрации духовных ценностей народа, создаёт условия целостного вхождения дошкольников в этнонациональное и культурное пространство, а также выступает идеальной формой живой коммуникации между временными эпохами, снабжает личность необходимым багажом знаний. 
Особо следует обратить внимание дошкольников не только на красоту тембра того или иного инструмента, но и на его оформление: материал, из которого он изготовлен (глина, кожа, рога животных, тростник, камыш); технику нанесения на инструмент национального орнамента (резьба по дереву, по металлу, выжигание); добавочные украшения (колокольчики, тесьма, бисер, перья совы).
На музыкальных занятиях также активно используются музыкально-дидактические игры на закрепление названий музыкальных инструментов и их тембрового звучания («Атауын тап», «Назови музыкальный инструмент», «Музыкалық лото»); проведение бесед («Как появились музыкальные инструменты?», «Какой инструмент самый древний?»), организация выездных мероприятий в музей казахских народных инструментов. Наряду с музыкальными занятиями возможно проведение различных конкурсов для дошкольников. Например, конкурс на лучший рисунок национального инструмента. В результате дошкольники больше интересуются происхождением казахских народных инструментов, великими народными инструментальными исполнителями, а также народным инструментальным творчеством. 
Игра на музыкальных инструментах считается хорошим методом приобщения детей к коллективному музицированию. Инструменты всегда завораживают внимание детей, они занимаются этим видом деятельности довольно охотно. Помимо того, что происходит развитие личностных качеств ребёнка (чувство коллектива), развивается и координация движений, быстрота реакции, формируется мелкая моторика и т.д.
На музыкальных занятиях используются упражнения на развитие чувства ритма (речевые и ритмические упражнения, упражнения, связывающие в себе слово и звучащие жесты или движение). Изначально вся работа организовывается на воспроизведении метрической пульсации и равномерного ритма, а также развития интереса к музыкальным инструментам. Далее можно использовать все возможности музыкальных инструментов: игра в ансамбле или оркестре, сопровождение пения и движения, инструментальное творчество.
Использование казахских музыкальных инструментов также насыщает и развивает музыкальные способности детей. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда (дабыл, асатаяк), помогает выработать чувство ритма, углубляет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты (жетыген, кобыз) оказывают помощь в развитии ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма. При подборе мелодии целесообразно также ощущать тяготения к устойчивым звукам, дифференцировать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Превосходную мотивацию для занятий на инструменте даёт подготовка к детским утренникам и само выступление перед зрителями.
Инструментальное творчество детей также проявляется в импровизациях, небольших сочинениях во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений.
Таким образом, приобщение дошкольников к казахской музыкальной культуре средствами народного инструментального исполнительства способствует приумножению, обогащению музыкальных впечатлений, а также является обязательным условием творческого развития детей.

Ольга МАШИХИНА,
музыкальный руководитель я/с «Мурагер», г. Лисаковск
 


 

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".