Очень важно, чтобы дети в саду хорошо развивали свою речь, особенно если речь идёт об изучении казахского языка. Педагоги яслей-сада №54 стараются сделать этот процесс интересным и эффективным, используя игровые методы.
Обучение родному и государственному языку в детском саду – это важный этап в развитии ребёнка. Одним из наиболее эффективных способов достижения этих целей является применение игровых методов обучения.
В сюжетно-ролевых играх, таких как «Магазин» (Дүкен) дети учатся называть продукты (нан – хлеб, сүт – молоко, алма – яблоко), покупать и продавать их, используя простые фразы на русском и казахском языках (Маған нан беріңізші – Дайте мне хлеб, пожалуйста. Сколько стоит? – Қанша тұрады?), что в свою очередь развивает диалогическую речь, расширяет словарный запас. А в игре «Семья» (Отбасы) дети распределяют роли (ана – мама, әке – папа, бала – ребёнок), используют в игре бытовую лексику на обоих языках. В игре «Доктор» (Дәрігер) дети учатся называть части тела, описывать симптомы (басым ауырып тұр – у меня болит голова), использовать вежливые формы обращения. Эти игры развивают диалогическую речь, коммуникативные навыки, расширяют словарный запас по разным темам.
Активно используем разнообразные дидактические игры: лото с картинками и подписями на обоих языках. Самые любимые детьми игры – подвижные. К примеру, «Найди цвет» (Түсті тап): называем цвет на двух языках (қызыл – красный, көк – синий), а дети находят предмет такого цвета. В игре «Съедобное – несъедобное» называем слова на двух языках, дети ловят съедобное и отбивают несъедобное.
Кроме того, мы обязательно играем в казахские народные игры ханталапай, асык ату. Это не только помогает детям учить язык, но и знакомит их с культурой и традициями нашей страны. Игровые задания требуют от ребёнка активного участия, мышления, находчивости, что способствует развитию его интеллектуальных способностей.
Мы убеждены, что обучение через игру делает процесс изучения казахского языка увлекательным и доступным для детей, вызывая у них интерес и желание говорить на нём. Это и является основной целью работы педагога.
Владислава ЛЯСОТА,
Нургуль АЛДЕНОВА,
воспитатели я/с №54, г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.