Лучше один раз увидеть

Выпуск - №1-2 (397-398)   :   10.01.2020
89

Наглядность – один из основных дидактических принципов  педагогики. Действие  с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому в своей работе я использую наглядный материал на протяжении всего времени.

В настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. В связи с этим актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является мнемотехника.

Он помогает дошкольникам упростить процесс запоминания, развить  мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи ребят.

Я в своей работе использую приём мнемотехники для  обучения составлению рассказов, пересказов, отгадыванию загадок, заучиванию стихов. Для начала детей знакомлю с мнемоквадратами – изображениями, которые обозначают одно слово. Затем усложняю занятия, демонстрируя мнемодорожки: это уже квадрат из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в два-три предложения. И, наконец, самая сложная структура – мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо делать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная. Позже усложнять или заменять другой заставкой, например, изобразить персонажа в графическом виде: лиса – оранжевые треугольник и круга, медведь – большой коричневый круг и т.д.

В моей копилке много рисунков, таблиц, которые я использую в утреннем круге (заучивание стихотворений), на занятиях по развитию речи, естествознанию, художественной литературе. Детям очень нравится придумывать сказки по схеме.

Благодаря мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями, хорошая дикция, и, как следствие, повышается интерес к обучению. Дети становятся более активными и стремятся запоминать разную информацию.

Надежда ГОРБЕНКО,
воспитатель мини-центра
Сарыкольской ОШ,
Карабалыкский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.