Лучше один раз увидеть

Выпуск - №1-2 (397-398)   :   10.01.2020
190

Наглядность – один из основных дидактических принципов  педагогики. Действие  с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому в своей работе я использую наглядный материал на протяжении всего времени.

В настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. В связи с этим актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является мнемотехника.

Он помогает дошкольникам упростить процесс запоминания, развить  мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи ребят.

Я в своей работе использую приём мнемотехники для  обучения составлению рассказов, пересказов, отгадыванию загадок, заучиванию стихов. Для начала детей знакомлю с мнемоквадратами – изображениями, которые обозначают одно слово. Затем усложняю занятия, демонстрируя мнемодорожки: это уже квадрат из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в два-три предложения. И, наконец, самая сложная структура – мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо делать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная. Позже усложнять или заменять другой заставкой, например, изобразить персонажа в графическом виде: лиса – оранжевые треугольник и круга, медведь – большой коричневый круг и т.д.

В моей копилке много рисунков, таблиц, которые я использую в утреннем круге (заучивание стихотворений), на занятиях по развитию речи, естествознанию, художественной литературе. Детям очень нравится придумывать сказки по схеме.

Благодаря мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями, хорошая дикция, и, как следствие, повышается интерес к обучению. Дети становятся более активными и стремятся запоминать разную информацию.

Надежда ГОРБЕНКО,
воспитатель мини-центра
Сарыкольской ОШ,
Карабалыкский район

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».