Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действие с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребёнка, поэтому в своей работе я использую наглядный материал на протяжении всего времени.
В настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания. В связи с этим актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является мнемотехника.
Он помогает дошкольникам упростить процесс запоминания, развить мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи ребят.
Я в своей работе использую приём мнемотехники для обучения составлению рассказов, пересказов, отгадыванию загадок, заучиванию стихов. Для начала детей знакомлю с мнемоквадратами – изображениями, которые обозначают одно слово. Затем усложняю занятия, демонстрируя мнемодорожки: это уже квадрат из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в два-три предложения. И, наконец, самая сложная структура – мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо делать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка – зелёная, ягодка – красная. Позже усложнять или заменять другой заставкой, например, изобразить персонажа в графическом виде: лиса – оранжевые треугольник и круга, медведь – большой коричневый круг и т.д.
В моей копилке много рисунков, таблиц, которые я использую в утреннем круге (заучивание стихотворений), на занятиях по развитию речи, естествознанию, художественной литературе. Детям очень нравится придумывать сказки по схеме.
Благодаря мнемотехнике у детей формируется связная речь с полными предложениями, хорошая дикция, и, как следствие, повышается интерес к обучению. Дети становятся более активными и стремятся запоминать разную информацию.
Надежда ГОРБЕНКО,
воспитатель мини-центра
Сарыкольской ОШ,
Карабалыкский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.