Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.
Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка, и очень важно посеять и вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому, семье, детскому саду, городу, родному краю, стране. Детям дошкольного возраста доступны ОД по краеведению, которые мы реализуем в ходе работы кружка «В гостях у деда Краеведа».
Работа кружка является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Он раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни.
Работу кружка строим на основе планирования: знакомим детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, трудовой деятельности людей, знаменитых земляков. Воспитываем гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше. Продолжением работы кружка является знакомство воспитанников с другими городами Казахстана, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Цель работы кружка «В гостях у деда Краеведа» – воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой город, край, страну (традиции, памятники истории и культуры). Вовлечение наших воспитанников в самостоятельную поисковую деятельность повышает их познавательную и эмоциональную активность.
Значимым в работе кружка методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют нам не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремлённости, настойчивости, креативности, помогают детям сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Ещё одно важное условие работы по краеведению – создание предметно-развивающей среды в группе. Работая в уголках краеведения, дошкольники смогли применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу, виртуальных экскурсий. Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся нами и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
Родители являются активными участниками наших мероприятий, помогают в организации и реализации наших идей, совместно с детьми изготавливают макеты, презентации, книжки, альбомы по краеведению, знакомят детей с историей своей семьи. Бабушки и дедушки воспитанников – это живые участники истории города. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь с родной землей.
Начиная работу кружка по краеведению, мы, педагоги, сами изучили историю своего города, области, страны, продумали, что целесообразно показать и о чём рассказать детям. Ознакомление дошкольников с темами проводим системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала.
Работа кружка «В гостях у деда Краеведа» является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной. Мы прокладываем мост знаний для наших воспитанников, каждая ступенька нашей работы по краеведению должна быть пронизана воспитанием у детей уважения к человеку, природе, к истории родного края, к стране.
Татьяна КОНДРАШОВА,
Наталья АРИСТОВА,
воспитатели я/с №9, г. Костанай
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».