Мнемотехника даёт положительные результаты

Выпуск - №44(692)   :   27.11.2025
376

image

В настоящее время проблема развития речи становится особенно
актуальной. Недостаток общения родителей со своими детьми, приводит к увеличению числа дошкольников с недостатками речи.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Одной из методик, которую я применяю в своей работе уже не первый год при заучивании стихотворений и которая даёт положительные результаты, – мнемотехника. Это техника запоминания, схема-таблица, в которую заложена определённая информация, это система различных приёмов, которые облегчают запоминание. Весь прослушанный текст, рассказ, стихотворение зарисовывается схематически, на каждое слово придумывается картинка-символ, которая изображает действие или предмет. После прослушивания текста с детьми беседуем, рассматриваем рисунки, проводим словарную работу. Сначала разрабатываем и составляем мнемоквадраты, мнемодорожки из двух-трёх символов-рисунков, мнемотаблицу, где каждое слово зарисовываем, раскрашиваем, так как цветные символы позволяют детям значительно легче и быстрее запомнить текст. Мнемотаблицы просты, доступны, эффективны. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово».
В результате память детей укрепляется, их образное мышление развивается, а стихотворения запоминается легче. Разучивание стихотворений стало делом весёлым, эмоциональным, а содержание текста более видимым, представляемым. В процессе работы я заметила, что большинство детей стихотворение наизусть заучивают в классе, пока кодируют его в таблице. Данная методика значительно облегчает детям запоминание текста. Владение мнемотехникой развивает зрительную и слуховую память, внимание, воображение, восприятие, развивает кругозор, развивает все стороны речи, а использование мнемотаблиц увлекает детей, превращает занятие в игру.

Роза ЧИРКОВА,
педагог-воспитатель предшкольного класса Карабалыкской ОШ №1 им. М.Горького

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».