В яслях-саду №69 мне досталась средняя группа. И это мой первый год в детском саду, так как до этого времени я восемь лет проработала в средней школе.
Контакт с детьми я находила всегда, поэтому найти общий язык с моими малышами мне не составило труда. Структура логопедического занятия в детском саду немного отличается от школьной, поэтому пришлось учиться вести занятия по-новому. Искала методы и приёмы, чтобы сделать наши занятия более интересными и разнообразными. Так я решила использовать в своей работе метод мнемотехники.
По этой методике я работаю несколько лет и она прекрасно зарекомендовала себя с детьми 5-6-летнего возраста. Для тех, кто не знаком с мнемотехникой, отмечу, что это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведения ранее полученных знаний, умений и навыков. Также мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Стоит отметить, что мнемотехника – отличная гимнастика для мозга.
С помощью мнемотехники мы закрепляем и расширяем словарный запас по сквозным темам. Я просто подбираю какое-либо стихотворение по теме и уже на занятии его разучиваем. Я использую уже готовые наглядные образы, которые заранее сама составила. Детям предлагается запомнить картинки и ассоциировать их со словами. Отмечу, что так они лучше и быстрее запоминают стихи, а также с большим интересом и желанием вовлекаются в этот процесс. Одни из любимых стихов по мнемотаблицам «Манная каша», «Зимняя прогулка», «Снегири», «Шапка», «Лето» и многие другие.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определённым требованиям и правилам: знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям, должны отображать обобщённый образ предмета, предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие, замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко жёлтого цвета, небо голубое, трава зелёная и т.д., да и так легче усваивается информация. Все символы к стихам для мнемотаблиц я нарисовала сама и собрала по перечню сквозных тем в отдельную папку, которую периодически пополняю.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего, начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, даёт положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов.
Алия МИШЕНОВА,
учитель-логопед я/с №69, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.