Мнемотехника – отличная гимнастика для мозга

Выпуск - №25 (421)   :   21.06.2020
199

В яслях-саду №69 мне досталась средняя группа. И это мой первый год в детском саду, так как до этого времени я восемь лет проработала в средней школе. 

Контакт с детьми я находила всегда, поэтому найти общий язык с моими малышами мне не составило труда. Структура логопедического занятия в детском саду немного отличается от школьной, поэтому пришлось учиться вести занятия по-новому. Искала методы и приёмы, чтобы сделать наши занятия более интересными и разнообразными. Так я решила использовать в своей работе метод мнемотехники. 

По этой методике я работаю несколько лет и она прекрасно зарекомендовала себя с детьми 5-6-летнего возраста. Для тех, кто не знаком с мнемотехникой, отмечу, что это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведения ранее полученных знаний, умений и навыков. Также мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Стоит отметить, что мнемотехника – отличная гимнастика для мозга.

С помощью мнемотехники мы закрепляем и расширяем словарный запас по сквозным темам. Я просто подбираю какое-либо стихотворение по теме и уже на занятии его разучиваем. Я использую уже готовые наглядные образы, которые заранее сама составила. Детям предлагается запомнить картинки и ассоциировать их со словами. Отмечу, что так они лучше и быстрее запоминают стихи, а также с большим интересом и желанием вовлекаются в этот процесс. Одни из любимых стихов по мнемотаблицам «Манная каша», «Зимняя прогулка», «Снегири», «Шапка», «Лето» и многие другие. 

Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определённым требованиям и правилам: знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям, должны отображать обобщённый образ предмета, предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие, замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко жёлтого цвета, небо голубое, трава зелёная и т.д., да и так легче усваивается информация. Все символы к стихам для мнемотаблиц я нарисовала сама и собрала по перечню сквозных тем в отдельную папку, которую периодически пополняю.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего, начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, даёт положительные результаты. Итоговая диагностика показала достаточный уровень развития у детей всех познавательных процессов. 
 

Алия МИШЕНОВА, 
учитель-логопед я/с №69, г. Костанай

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».