Музыкальные руководители яслей-сада №54 активно используют инновационные технологии для закрепления и изучения казахского языка.
Чем же музыка, песня сможет помочь изучающему казахский язык? Развитие целостного взгляда ребёнка на музыкальный мир через интеграцию с обучением языку, погружение ребенка в билингвальное языковое пространство средствами музыки через все виды музыкальной деятельности, используя их уникальные возможности, – это актуально в современной системе образования.
В своей работе мы используем множество различных видов игровых технологий (дидактические игры, ИКТ, игро-танец), здоровьесберегающих технологий (пальчиковые гимнастики, массаж, дыхательные упражнения), технологию элементарного музицирования К.Орфа, технологию активного слушания, мнемотаблицы, игро- музыкальной деятельности, которые мы интегрируем с изучением казахского языка, создавая музыкальными средствами языковое пространство. Процесс игры в ходе организованной деятельности неразрывно связан с песенным творчеством в музыкально-ритмических движениях, в музицировании, слушании музыки, т.е. элементы игровых технологий присутствуют во всех видах музыкальной деятельности. Мы используем их для развития навыков овладения казахским языком, музыкальных и творческих способностей у воспитанников в рамках проведения организованной деятельности, праздников и в повседневной жизни детей.
Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа, страны изучаемого языка, в нашем случае казахского. Песня оказывает воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память, может выполнять коммуникативные функции. Песня как один из видов речевого общения является средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. Они способствуют совершенствованию навыков произношения, развитию музыкального слуха, стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач, в частности изучения казахского языка.
Ирина ПОХУЛЯК, Ольга КАШУБА,
музыкальные руководители я/с №54, г. Костанай
Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.