От степени сформированности речевых умений в детском возрасте во многом зависит уровень общей подготовленности ребёнка к школьному обучению.
В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей, имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. Помочь детям с незначительными нарушениями речи можно в условиях обычного детского сада на музыкальных занятиях, используя систему упражнений, заданий, музыкальных игр на основе сочетания музыки, движения, слов.
На музыкальных занятиях я использую игры в зависимости от возрастной категории. Они не только способствуют развитию слухового восприятия и музыкальной грамотности, но и оказывают решающее влияние на развитие речи и общения. Музыкальные игры способствуют развитию слуха и внимания, а для правильного восприятия речи очень важно научиться различать звуки, интонации и ритмический рисунок.
В средней группе «Звёздочки» дети, играя в игры с рифмами или в любые другие музыкальные игры, учатся различать акценты, удары и другие звуковые особенности языка, что необходимо для понимания речи. Выполняя музыкально-ритмические упражнения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, готовятся к выполнению более сложных заданий в танцах и играх. Посредством музыкальных игр на каждом занятии дети осваивают ритм и интонацию речи, что является основой речевого развития.
Значение музыкальной игры и в том, что происходит пополнение словарного запаса детей. В старшей группе «Знайки» мы учим песни и стихотворения, используемые в таких играх, они часто содержат новые и интересные слова, которые ребёнок запоминает через повторение. Такой подход активизирует память и способствует более глубокому формированию лексики.
Кроме того, музыкальные игры способствуют эмоциональному развитию ребёнка. Музыка и песни помогают детям выражать свои эмоции, а также учат их воспринимать эмоциональное состояние других людей посредством интонации и ритма. Эмоциональный отклик на музыку помогает детям в каждой группе лучше понимать окружающий мир, развивает эмпатию и способность воспринимать другие формы общения.
Музыкальные игры, особенно те, которые включают взаимодействие с другими детьми или взрослыми, способствуют развитию социальных и коммуникативных навыков. Дети, играя друг с другом, учатся новым словам, получая первый коммуникативный опыт, умение сотрудничать в коллективе, улучшая свою социальную адаптацию. Игры с музыкой становятся важной частью образовательного процесса, внося свой вклад в речевое развитие ребёнка.
Наталья КОРЧИНСКАЯ,
музыкальный руководитель я/с «АБВГДейка», г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.