Ни для кого не секрет, что казахстанское образование стремительно меняется. В том числе и первая его ступень – дошкольное. К чему оно движется? На этот вопрос мы попытались поразмышлять с педагогами детского сада «Улыбка» в рамках педагогической гостиной.
Во-первых, дошкольное образование станет персонализированным. Нам видится, что педагоги активнее будут использовать индивидуальные планы развития. Возможно, воспитанников, учитывая особенности их развития, будут определять в разные группы, например, объединят для творческой или математической подготовки. В персонализации будет помогать и цифровизация. Это не значит, что дошкольники будут проводить максимум времени за гаджетами. Да и не настолько позволяет это сделать материальная база дошкольных организаций. Но цифровые технологии помогут измерять их интерес и результаты, выстраивать дальнейшие образовательные маршруты.
При этом возникает необходимость развития у педагогов информационно-цифровой компетенции. Дошкольный специалист должен знать ИКТ: не просто работать на компьютере и гаджетах, а понимать логику цифровых методов, знать, когда нужна презентация, а когда игра. Адресно использовать цифровые технологии. Должен уметь использовать «большие данные» для планирования образовательной стратегии: собирать информацию о воспитанниках и правильно её применять. Должен знать особенности детей не в теории, а на практике: понимать, что подойдёт каждому ребёнку.
Во-вторых, цифровые технологии, безусловно, будут помогать одному из направлений современного образования – глобализации, благодаря которой люди могут общаться на любом расстоянии, культуры могут смешиваться. Но, несмотря на это, задачей образования будет сохранение патриотизма. Это не гимны, гербы и пафос, а сохранение культурно-генетического кода. То есть дети должны знать о национальных традициях и праздниках, влюбляться в малую родину с её колоритом и диалектами. Педагоги понимают, что во многом эту любовь можно привить через взаимодействие с семьёй. Какие компетенции должны появиться у педагога детского сада? Он должен искренне любить национальную культуру и рассказывать об этой любви детям. Не обязательно знать стихи о природе и народные потешки наизусть, с этим помогут книги и другие источники информации. Педагог должен общаться с семьёй, находить традиции, свойственные семье, привносить самые интересные в образовательный процесс.
В-третьих, формирование синергетического взгляда на мир. То есть дети должны не изучать отдельные предметы, а видеть мир в целом, как сложную систему. В норму придет междисциплинарность. Это не значит, что дети перестанут изучать отдельные науки, просто им нужно будет искать связи между науками для ответов на свои вопросы. Например, чтобы объяснить дошкольникам, почему трава зелёная, можно обратиться и к биологии, и к физике, и к химии на примитивном уровне, что собственно, уже позволяет нам делать раздел «Естествознание». Междисциплинарность нужна для того, чтобы развивать метапредметные компетенции – готовить специалиста, который будет одинаково хорошо разбираться во многих областях знаний.
При этом педагог должен искренне верить, что мультидисциплинарное мышление поможет детям лучше познавать мир. Не обязательно знать назубок каждую научную дисциплину, достаточно отличать авторитетные источники от «мусора», научить ребёнка искать и использовать информацию.
В-четвёртых, активизируется процесс сопровождения интеллектуально-одарённых детей. Сложно отбирать талантливых детей по играм или поделкам: на помощь придут интеллектуальные задачи, возможности STEM-образования. Ребята смогут изобретать, погружаться в новые виды деятельности, например, разведение растений или инженерные разработки. Встаёт вопрос: не отберёт ли новое образование детство у дошкольников. У нас пока нет ответа.
Параллельно педагог станет диагностом и вдохновителем на идеи. При этом он должен находить правильный подход к каждому: не нужно создавать лишней конкуренции между воспитанниками, нужно дать ребёнку делать то, что он умеет и любит. Особое внимание необходимо будет продолжать уделять детям с особыми образовательными потребностями.
Рассуждая о путях развития дошкольного образования, мы пришли к важному вопросу: каким будет дошкольный специалист будущего? Наставником, инженером и исследователем. Он не будет навязывать детям своё мнение, а будет направлять воспитанника на верный путь. Педагог не будет бояться признавать ошибки и менять стратегию развития и обучения, если что-то пошло не так. Воспитатель должен как инженер и проектировщик строить образовательные программы и понимать, к каким результатам приведёт каждое изменение в процессе.
Каким видите вы, уважаемые коллеги, дошкольное образование?
Елена БРИТВИНА,
методист д\с «Улыбка», г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.