Наследники традиций

Выпуск - №11 (458)   :   22.03.2021
703

В Год 30-летия независимости Казахстана и в преддверии праздника Наурыз среди воспитанников яслей-сада №3 проведён конкурс «Ханталапай».

Ханталапай – это древняя казахская игра, главный атрибут которой асыки. Интерес к этой игре в последнее время растёт, так как это позволяет подрастающему поколению впитывать традиции и культуру своих предков. Смысл игры заключается в том, чтобы с определённого расстояния выбить своим главным асыком «сака» один из нескольких таких же асыков, которые выстроены в ряд. Асыки выбитые из ряда становятся собственностью игрока, сбившего их. Побеждает тот, кто наберет больше асыков. 
В конкурсе принимали участие дети групп предшкольной подготовки и их родители. Для них был организован челлендж по игре в «Три стопы», «Стрельба в кругу», «Омпы». Победители награждены грамотами и призами в нескольких номинациях. 

Ардак УТАРБАЕВА, 
инструктор по физической культуре я/с №3,
г. Костанай

В преддверии светлого весеннего праздника Наурыз в классе предшкольной подготовки Карабалыкской ОШ им. А.Кунанбаева проведено мероприятие «Асық ойнаған – озар». 

В казахских народных играх отражены многие стороны жизни – трудовой, духовной, бытовой, а также особенности мировоззрения и материальной культуры кочевников. Игры выполняли воспитательные, военно-спортивные, ритуальные, зрелищно-эстетические, коммуникативные функции.
Наше мероприятие позволило воспитанникам прикоснуться к истории и культуре казахского народа. Дети состязались в таких играх, как «кыз куу» (догони девушку), «аркан тарту» (перетяни канат), «асык ату», «такия тастамак» (тюбетейка-невидимка).

Асемгуль СЕРГАЗИНА,
воспитатель КПП Карабалыкской ОШ им. А.Кунанбаева 

К замечательному празднику Наурыз в детском саду №4 состоялся детский конкурс «Ханталапай» по игре в асыки среди воспитанников групп предшкольной подготовки. 

В ходе подготовки к конкурсу дети познакомились с историей возникновения игры с асыками, с основными видами асыков, узнали что у каждого асыка своя ценность: например, самый большой асык «сака» имеет наибольшую цену. В игре «сака» выполняет роль «хана», самого главного трофея, если участник сумеет с помощью своей ловкости и меткости его выиграть. 
Игра «Үш табан» («Три стопы»), где необходимо ловко бросить с расстояния двух метров сака и выбить асыки на расстояние более чем три стопы, закрепляет умение детей считать выбитые асыки на казахском языке, помогает работать в команде. Интересно и увлекательно прошла «Шеңбер жасап ату» («Стрельба в круг»), где дети «стреляют» по асыками на кону, стараясь выбить их за пределы круга. В игре «Омпы» дети пытались в упорной борьбе попасть в красный асык. 
Народные игры формируют у ребят уважение к историко-культурному наследию и самое главное – приносят огромную пользу в сохранении и укреплении здоровья детей.

Эльвира ИСМАГУЛОВА,
инструктор по физической культуре я/с № 4, г. Костанай


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.