Можно ли научить дошколят азам научного познания? Конечно, да! Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются наукой, исследуя и наблюдая за окружающим миром.
Мы заметили, что большинство мальчишек и девчонок любят науку, потому что получают удовольствие от возможности взглянуть на мир как-то иначе. Существует множество видов деятельности, к которым можно прибегнуть в детском саду для укрепления и развития любознательности ребёнка. Наши воспитанники занимаются элементарной наукой в опытно-экспериментальной деятельности. Сколько возможностей для открытий предоставляют снег и лёд, вода и песок, ветер и дождь! Исследовательскую деятельность наши ребята смогли продемонстрировать в рамках городской олимпиады по детскому творчеству «Мир науки глазами детей», где в номинации «Наука вокруг» заняли третье место.
Наукой можно заниматься не только в лаборатории, созданной в группе, но и на улице. Во время прогулок мы рассказываем нашим воспитанникам о том, что наука основывается на наблюдении явлений и предметов и предположениях о том, что при этом происходит. Предлагаем ребятам посмотреть вокруг, послушать и понаблюдать за местом, где они находятся. Говорим о различных предметах, которые можно наблюдать и слышать. Обратите внимание: слышат ли дети пение разных птиц? Видят ли они различные деревья, листья или растения? Похожи ли стволы деревьев или листья друг на друга? Можно даже провести лёгкое соревнование, в котором примет участие вся группа или желающие, и вручить приз тому, кто услышит и увидит наибольшее количество предметов и явлений. Важно закреплять полученные представления, например, через такую форму работы, как составление и запись рассказа о своих открытиях.
Дети любознательны по природе своей. Они ежедневно смотрят на окружающий мир и развивают собственные идеи о том, что видят и слышат. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок и каждый взрослый на протяжении всей своей жизни испытывали чувства изумления, любознательности и открытия, чтобы каждого из нас никогда не покидало желание познавать этот мир снова и снова. Вот почему так важно прививать любовь к науке уже с малых лет.
Людмила АНИЩЕНКО,
Ольга ШАЛЫГИНА,
воспитатели я\с «Улыбка», г. Лисаковск
Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.