Можно ли научить дошколят азам научного познания? Конечно, да! Дети дошкольного возраста с удовольствием занимаются наукой, исследуя и наблюдая за окружающим миром.
Мы заметили, что большинство мальчишек и девчонок любят науку, потому что получают удовольствие от возможности взглянуть на мир как-то иначе. Существует множество видов деятельности, к которым можно прибегнуть в детском саду для укрепления и развития любознательности ребёнка. Наши воспитанники занимаются элементарной наукой в опытно-экспериментальной деятельности. Сколько возможностей для открытий предоставляют снег и лёд, вода и песок, ветер и дождь! Исследовательскую деятельность наши ребята смогли продемонстрировать в рамках городской олимпиады по детскому творчеству «Мир науки глазами детей», где в номинации «Наука вокруг» заняли третье место.
Наукой можно заниматься не только в лаборатории, созданной в группе, но и на улице. Во время прогулок мы рассказываем нашим воспитанникам о том, что наука основывается на наблюдении явлений и предметов и предположениях о том, что при этом происходит. Предлагаем ребятам посмотреть вокруг, послушать и понаблюдать за местом, где они находятся. Говорим о различных предметах, которые можно наблюдать и слышать. Обратите внимание: слышат ли дети пение разных птиц? Видят ли они различные деревья, листья или растения? Похожи ли стволы деревьев или листья друг на друга? Можно даже провести лёгкое соревнование, в котором примет участие вся группа или желающие, и вручить приз тому, кто услышит и увидит наибольшее количество предметов и явлений. Важно закреплять полученные представления, например, через такую форму работы, как составление и запись рассказа о своих открытиях.
Дети любознательны по природе своей. Они ежедневно смотрят на окружающий мир и развивают собственные идеи о том, что видят и слышат. Мы хотим, чтобы каждый ребёнок и каждый взрослый на протяжении всей своей жизни испытывали чувства изумления, любознательности и открытия, чтобы каждого из нас никогда не покидало желание познавать этот мир снова и снова. Вот почему так важно прививать любовь к науке уже с малых лет.
Людмила АНИЩЕНКО,
Ольга ШАЛЫГИНА,
воспитатели я\с «Улыбка», г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.