Навыки будущего

Выпуск - №44(440)   :   10.11.2020
154

На современном этапе дошкольного образования мы всё чаще слышим понятия «навыки будущего»,  «актуальные тренды», «цифровизация», «soft skills». И если дошкольное пространство уже активно освоило такие инструменты, как робототехника, легоконструирование, моделирование, то soft skills знаком ещё не всем.

У педагогов дошкольного пространства возникают естественные вопросы: что такое soft skills и почему их надо развивать? Soft skills или иначе «мягкие», «гибкие» навыки – это собирательный термин, который предполагает различные варианты поведения, помогающие качественно и успешно работать и взаимодействовать с другими людьми, не только лицом к лицу, но и через интернет, бумажную переписку или телефон. Мягкие навыки  играют основную роль в развитии человеческих ресурсов.

Дошкольный педагог, обладающий гибкими навыками, должен осознавать, какие необходимо создавать условия для развития soft skills у детей дошкольного возраста.  Важно понимать, каким ждёт нашего дошкольника современный мир, с какими качествами он войдёт в мир будущего, который, как очевидно, будет сильно отличаться от того, к чему мы привыкли.

Вы можете быть замечательным педагогом, но подняться на вершину успеха сможете только благодаря развитию себя как личности, развивая навыки soft skills. 
На что стоит обратить педагогам внимание? Во-первых, необходимо развивать навык эффективного общения, в который входит умение слушать, убеждать, вести переговоры с родителями, проводить самопрезентацию и участвовать в публичных выступлениях. Во-вторых, учиться работать в команде, проявляя эмпатию и нацеленность на результат. В-третьих, понимать влияние технологий на педагогический процесс; гибко реагировать на цифровизацию. В-четвёртых, мыслить критически и не бояться высказывать своё мнение. Развивать в себе  способность к системному мышлению, креативному мышлению, способность анализировать информацию и принимать решения. Кроме перечисленного, учиться управлять собой – self-management – управлять эмоциями, стрессом, личностным развитием. 

Какие пути развития soft skills мы можем использовать? Например, брать пример с тех педагогов, у кого эти навыки ярко проявляются; развивать компетенции через хобби или творческие занятия; заниматься спортом, музыкой или рисованием; смело участвовать в проектной деятельности; посещать тренинги развития. 
Кстати, всё это доступно и нашим детям. Владея  гибкими навыками на достаточном уровне, дошкольный педагог может развивать у детей коммуникативные навыки, например, через сюжетно-ролевые игры, привлечение дошкольников к командному взаимодействию. Предложив ребёнку самостоятельно организовать какой-либо процесс, распределив обязанности, проследив за их выполнением, вы сможете развить управленческие навыки. Для развития креативного мышления существует много техник и методик, используя которые можно формировать мягкие навыки. А  если у детей вы увидите умение долго фокусироваться на выполнении задачи, например, полностью раскрасить объёмную картинку или довести сборку модели до конца, значит, вы смогли развить у дошкольников self-менеджмент.
Главное помнить, что soft skills – это фундамент, на котором будет строиться не только наш профессиональный успех, но и ребёнка.

Елена БРИТВИНА, 
методист я\с «Улыбка», г. Лисаковск

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.