Навыки, необходимые для успешного будущего

Выпуск - №21(618)   :   30.05.2024
364

3

Современное образование всё чаще акцентирует внимание на развитии метанавыков, или навыков XXI века: креативность, критическое мышление, коммуникация и сотрудничество. Эти навыки являются ключевыми для успешной адаптации детей к быстро меняющемуся миру.

В дошкольном возрасте проектно-исследовательская и творческая деятельность выступают важными инструментами для формирования метанавыков. Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Согласно государственному общеобразовательному стандарту дошкольного воспитания и обучения, развитие познавательных и интеллектуальных способностей предполагает овладение воспитанниками элементарными навыками исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.

1


Организация исследовательской деятельности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным качеством человека. Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.
Основная цель нашей работы – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к творческому и исследовательскому типу мышления. Работая с детьми, использовали разные виды проектов, актуальных для дошкольного образования: смешанные, исследовательские, семейные, информационно-практико-ориентированные, творческие.

2


В работе над проектом «Царица-водица» дети научились делать выводы о том, как экологически правильно относится к природным ресурсам; выдвигать гипотезы о разном состоянии воды, проводить и структурировать исследования о свойствах, формах и видах воды.
В проекте «Волшебные свойства соли» дети доказали, что соль, как и снег состоит из кристаллов. При взаимодействии с водой соль растворяется, чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль. Провели исследования и доказали, что солёная вода помогает держаться предметам на поверхности, доказали отрицательное воздействие большого количества соли на сосуды человека, выяснили, что соль при взаимодействии с красителями меняет цвет.
Скоро дети пойдут в школу, и мы хотим,  чтобы их жажда познания, стремление к открытиям, потребность в умственных увлечениях не угасала. Проектно-исследовательская и творческая деятельность в дошкольном возрасте – мощный инструмент для развития метанавыков, необходимых для успешного будущего детей.

Лариса МЕДВЕДЕВА,
Валентина НИКОЛАЕНКО,
воспитатели КПП ОШ №1, г. Тобыл

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.