Современное образование всё чаще акцентирует внимание на развитии метанавыков, или навыков XXI века: креативность, критическое мышление, коммуникация и сотрудничество. Эти навыки являются ключевыми для успешной адаптации детей к быстро меняющемуся миру.
В дошкольном возрасте проектно-исследовательская и творческая деятельность выступают важными инструментами для формирования метанавыков. Усваивается всё крепко и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Согласно государственному общеобразовательному стандарту дошкольного воспитания и обучения, развитие познавательных и интеллектуальных способностей предполагает овладение воспитанниками элементарными навыками исследовательской деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.
Организация исследовательской деятельности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является важным качеством человека. Ребёнок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает.
Основная цель нашей работы – сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к творческому и исследовательскому типу мышления. Работая с детьми, использовали разные виды проектов, актуальных для дошкольного образования: смешанные, исследовательские, семейные, информационно-практико-ориентированные, творческие.
В работе над проектом «Царица-водица» дети научились делать выводы о том, как экологически правильно относится к природным ресурсам; выдвигать гипотезы о разном состоянии воды, проводить и структурировать исследования о свойствах, формах и видах воды.
В проекте «Волшебные свойства соли» дети доказали, что соль, как и снег состоит из кристаллов. При взаимодействии с водой соль растворяется, чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль. Провели исследования и доказали, что солёная вода помогает держаться предметам на поверхности, доказали отрицательное воздействие большого количества соли на сосуды человека, выяснили, что соль при взаимодействии с красителями меняет цвет.
Скоро дети пойдут в школу, и мы хотим, чтобы их жажда познания, стремление к открытиям, потребность в умственных увлечениях не угасала. Проектно-исследовательская и творческая деятельность в дошкольном возрасте – мощный инструмент для развития метанавыков, необходимых для успешного будущего детей.
Лариса МЕДВЕДЕВА,
Валентина НИКОЛАЕНКО,
воспитатели КПП ОШ №1, г. Тобыл
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».