Любовь, понимание и забота – это то, что ждёт природа от каждого человека. Эти чувства целесообразно начинать воспитывать именно в дошкольном детстве, поэтому экологическому образованию в детском саду мы уделяем должное внимание.
Ушинский говорил, что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, трудовой и художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Дети четырёх лет ещё в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их пользе, разновидностях, строении и способах ухода за ними. Чтобы разбудить и удовлетворить детскую любознательность в группе создали условия для поисково-исследовательской деятельности. Совместно с ребятами и родителями развели огород на подоконнике. Идея посадки огорода понравилась детям. И мы стали раздумывать, что посадим.
В игре «Где спрятались витамины» на неделе «Правильное питание» ребята чётко уяснили, что лук обязательно должен присутствовать в питании. И первое, что мы решили посадить, это был лук. Перед посадкой отобрали и проверили посадочный материал. Луковицы – здоровые, ровные – накануне положили в кастрюлю и залили тёплой водой, сделав вместе с детьми вывод: тепловая обработка ускоряет рост лука. У луковиц срезала верхушку и ещё раз сделали умозаключение: в этом случае лук растёт ровнее и не цветет, кроме того детям лучше видно, как сажать такие луковицы – срезанной частью вверх. И сколько было радости и восторга, когда на третье утро наблюдений дети увидели проклюнувшиеся пёрышки лука! Наблюдали за ростом, зарисовывали и обязательно играли, читали, заучивали.
В копилке прочитанных произведений сказки «Три брата луковки», «Луковая семья», «Лук на гряде», «Сказка про лук Отсеминедуг», «История одной луковки», «Сказка о том, как господин Лук и господин Чеснок принцессу спасали», большое количество стихов, загадок, пословиц и поговорок. Пополнился багаж научно-экологических знаний, словарный запас.
Ребята дома с родителями продолжили эксперимент и посадили луковицы в воду. Поддерживая интерес, мы оформили наши луковицы в бравых луковок, нарядив их в комбинезоны и соломенные шляпки. А с каким удовольствием ребята едят зелёные полезные перья, выращенные своими руками! Весь собранный материал, алгоритм посадки, кулинарные сведения о луке мы уже оформили в брошюру.
Продолжая экспериментальную работу, мы выращиваем овощи из семян. Посеяли огурцы, помидоры и сладкий перец. Вместе с детьми рассмотрели семена, дали им прорасти, после чего посадили их в «огороде». Ежедневно с интересом наблюдали за всходами ростков, за состоянием почвы… Сколько было радости и разговоров, когда проклюнулись ростки! После того, как ростки были пересажены, интерес к наблюдениям за их ростом и уходу за ними стал ещё выше. Дети с удовольствием отражали результаты своих исследований в художественно-творческой деятельности. В самостоятельной деятельности раскрашивали книжки-раскраски на овощную тематику. Ребята сразу стали отмечать различия.
Не остались в стороне родители. Дедушка Демида Шептия смастерил для огурчиков подставки. Сейчас на огуречных плетях много цветов и огурчиков. А ребята чётко называют отличия в выращивании овощей из луковицы и семян. Ежедневные наблюдения вызывают у детей интерес, любознательность, желание ухаживать. Каждый ребёнок знает, что овощи, выращиваемые на подоконнике, относятся к живой природе, чётко называют их признаки условия для роста и развития. Сейчас с ребятами мы познаём науку об огурцах. Они знают о полезных свойствах, родинеэтого овоща. Играем в различные игры с этим персонажем: драматизируем (огурец-удалец), водим хороводы («Ты, огурчик, попляши…»), дидактические («Продолжи предложение», «Разрезные картинки», «Что изменилось?»), сюжетно-ролевые («Семья», сюжет «Приготовление салата»). Провели беседы «Витаминный удалец», «Хитрый огурчик», «Вкусные и полезные салаты», «Культура поведения за столом». Прочитали рассказ Н.Носова «Огурцы», «Огородники», загадки, пословицы, поговорки, стихи об огурцах. Создаём брошюру.
Дети узнают много интересного из жизни растений, их значении в жизни людей. Учатся вести наблюдения и делать свои первые выводы. Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Экологическое образование дошкольников – это не простодань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Общение с природой обогащает духовную сферу ребёнка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Ольга ГОРБАНЬ,
воспитатель я/с «Болашақ», г. Лисаковск
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.