Папка личных достижений ребёнка

Выпуск - №49(496)   :   22.12.2021
421

Любая деятельность в целом для дальнейшего совершенствования нуждается в оценке. Примером нового оценивания как количественных, так и качественных показателей, результатов работы является введение портфолио. 

Что мы понимаем под портфолио? Инструментарий определения индивидуального образовательного маршрута развития; метод оценивания реальных достижений развития ребёнка; системный сбор материала об успехах воспитанника; записки о том, что есть прогресс в развитии. Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. 

Два раза в год наши воспитатели, специалисты дают рекомендации родителям по всем интересующим вопросам. В тактичной форме педагоги высказывают пожелания по поводу здоровья, познавательного, физического, эстетического, нравственного развития ребёнка. Благодаря портфолио устанавливается более тёплая, тесная взаимосвязь между педагогами и родителями. Мамы и папы, прочитав рекомендации, могут воспользоваться литературой и набором игр, предложенными в каждой группе, а также задать вопросы любому из специалистов, работающих с их детьми. Важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуальный подход буквально к каждому ребёнку.

При выпуске из детского сада портфолио вручается ребёнку. Это подарок ему и его родителям. Ведение портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопления субъективного опыта.

Основным методом, который помогает получать информацию, сведения о детях, их интересах, увлечениях является наблюдение: сбор фактов, подтверждающих гипотетические суждения о развитии ребёнка с точки зрения всех участников образовательного процесса. Воспитателям, знающим малыша с одной стороны (ребёнок в коллективе) весьма полезно было бы знать его и с другой стороны (ребёнок в семье и наедине с собой). Любой, даже самый эмоциональный рассказ, не идёт в сравнение с «иллюстративным материалом». 

Портфолио – папку роста, развития и достижений можно и нужно представлять, как мини-презентацию на дне рождения ребёнка, отмечаемом в группе детского сада. Тем самым мы, с одной стороны, мотивируем ребёнка (Ещё бы! Друзья увидят его труд). Портфолио дошкольника непременно должно быть красочным и ярким. В идеальном случае оно станет и любимой «книжкой с картинками» для ребёнка, и предметом его гордости.

В нашем детском саду портфолио ведутся воспитателями совместно с родителями. Считаю, что эта работа очень полезная и нужная. Начиная работу в системе комплексного сопровождения, мы пришли к тому, что воспитателям, специалистам, работающим с ребёнком, намного легче представить маршрут его развития. В постоянных хлопотах родителям некогда наблюдать за своим ребёнком. Порой они не замечают некоторых интересных моментов, изменений, происходящих с их малышами. А целенаправленные наблюдения позволяют заметить это. Часто бывают так, что в детском саду ребёнок проявляет себя совсем иначе, чем дома. Так, воспитатели в детском саду записывают положительные изменения в ребёнке, а родители дома наблюдают и приносят в детский сад свои «записочки». А если красочно оформить портфолио, то и ребёнку будет интересно и с мамой, и с воспитателем в свободное время почитать о себе, рассмотреть свои самые любимые работы. Вы не представляете, как детям это нравится. 
 

Анна БАЙТИКЕНОВА,
заведующая детским садом «Балауса», г. Костанай

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».