Педагоги яслей-сада №54 реализуют пилотный проект «Тілге бойлау». Основным методом реализации программы данного проекта является метод языкового погружения.
В помощь педагогам разработана программа «Тілге бойлау», которая нацеливает на создание благоприятной языковой среды, стимулирующей детей к овладению государственным языком. В яслях-саду №54 эта программа реализуется в старших и предшкольных группах. Главная задача педагогов – научить детей понимать речь, а так же выражать свои мысли на казахском языке. В дошкольных группах программа реализуется на протяжении всего дня пребывания детей в саду через различные виды деятельности: коммуникативную, игровую, трудовую, художественную, театрализованную и самостоятельную.
Воспитатели предшкольных групп активно используют в своей работе разные подходы и методы, чтобы сделать процесс обучения интересным и увлекательным. Основное внимание уделяется не только обучению языковым навыкам, но и развитию культурной идентичности детей. Важно окружить детей казахским языком в повседневной жизни – в играх, песнях, разговорах.
Следующий фактор – это позитивная мотивация, педагоги через похвалу и поощрение за успехи в изучении языка создают положительный настрой у детей. И ещё один из важных факторов – родительское участие. Вовлечение родителей в процесс обучения, проведение совместных мероприятий и занятий помогает укрепить языковые навыки детей.
Изучение казахского языка в детском саду по программе «Тілге бойлау» – это увлекательный и важный процесс, который способствует не только языковому развитию, но и формированию культурной идентичности у детей. Использование разнообразных методов, технологий и игр делает обучение интересным и доступным, а также позволяет детям легко и с удовольствием осваивать родной язык.
Активно используем ролевые игры, настольные игры, игры с карточками и дидактические игры, которые помогают детям осваивать новые слова и фразы в непринужденной обстановке. Большую помощь нам оказывают мультимедийные технологии. Видео, анимация и интерактивные приложения позволяют сделать процесс обучения более наглядным и интересным. Творческие задания – рисование, лепка, театрализованные постановки – помогают детям не только развивать языковые навыки, но и выражать свои мысли и чувства на казахском языке.
Лексические, грамматические, фонетические, творческие игры, использование песенок, стихотворений, считалок, пословиц помогают сделать процесс обучения казахскому языку интересным и продуктивным. Способствует усвоению языка также игровой тренажёр «Игровизор», элемент технологии В.Воскобовича, по закреплению и повторению лексического материала с детьми.
Использование игры «Кто я?» позволяет развивать диалогическую речь. Дети берут карточки с изображениями животных, предметов или персонажей и должны описать их, не называя, чтобы другие угадали, о ком или о чем идёт речь. А в игре «Собери предложение» дети получают карточки со словами и должны составить из них правильное предложение. Это помогает развивать грамматические навыки и словарный запас. Интересна детям игра «Поиск слов». Воспитатели создают пазлы или кроссворды, ребусы со словами на казахском языке, которые дети должны разгадать.
Программа «Тілге бойлау» реализуется через интеграцию казахского языка в повседневную деятельность детей. Мы ежедневные утренние круги. Каждый день начинается с обсуждения погоды, новостей и событий на казахском языке. Также мы организовываем праздники, посвящённые казахским традициям, где дети могут услышать и увидеть, как используется язык в различных контекстах. Проводим семинары и мастер-классы, где обучаем родителей, как поддерживать изучение казахского языка дома.
В процессе занятий накопился интересный дидактический материал по обучению дошкольников. В итоге мы создали электронный образовательный ресурс «Мультимедийное пособие по изучению казахского языка», где есть презентации, игры на казахском языке по всем лексическим темам. Разнообразие тем и видов деятельности в мультимедийном пособии, их красочность, увлекательность и доступность заданий помогают эффективно развивать коммуникативные умения детей. Дошкольникам очень нравится заниматься с применением мультимедийного пособия, каждый проявляет свои умения и способности.
Одной из важных задач дошкольного образования является задача сохранения и укрепления здоровья детей, приобщение их к здоровому образу жизни. Поэтому здоровьесберегающие технологии – постоянные наши спутники в образовательной деятельности. В каждое занятие включаем физминутки, пальчиковые игры на казахском языке.
Изучение казахского языка в детском саду – не только процесс обучения, но и возможность для детей погрузиться в культуру своей страны. Использование различных методов, технологий и игр делает этот процесс увлекательным и эффективным.
Елена ЗАЙЦЕВА,
Светлана КОНСТАНТИНОВА,
воспитатели я/с №54, г. Костанай
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».